Литературное обозрение «Путешествие в мир поэзии Вероники Тушновой»

Здравствуйте, дорогие друзья! Наше сегодняшнее литературное обозрение «Путешествие в мир поэзии Вероники Тушновой», посвящено Всемирному дню поэзии и 110-летию со дня рождения В. Тушновой. Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Впервые с инициативой учреждения праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб ещё в середине 30-х годов XX века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь даты рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Надо заметить, что её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15-го октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней. Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа. Главной целью международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе! Поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и, оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком. Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. Волшебная сила поэтического слова способна оказать огромное влияние на любого человека. Давайте вспомним о том, что первыми стихами, которые слышал в своей жизни каждый человек, были слова колыбельной песни. Это поистине самая светлая и прекрасная поэзия. В истории русской культуры поэзия традиционно играла большую роль. Русская земля вправе гордиться великими поэтами, творчество которых имеет мировое значение. Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое место. Сегодня мы поговорим о женской поэзии. И для начала предлагаем вам разгадать кроссворд «Поэтессы России».

В начале ХХ века «на небосклоне русской поэзии зажглись сразу две звезды первой величины», они затмили все остальные имена своих современниц. Это Анна Ахматова и Марина Цветаева. У Ахматовой современницы учились «и не только слову, сколько жесту, позе, интонации». До сих пор литературоведы, пишущие о лирике Ахматовой, неизменно упоминают и «знаменитую ахматовскую чёлку и ложноклассическую шаль», ставшие «полноправными, индивидуально маркированными тропами её поэтической системы». По точному наблюдению Вл. Ходасевича, именно Ахматовой удалось создать «синтез между «женской» поэзией и поэзией в точном смысле слова… сохранив тематику и многие приёмы женской поэзии, она коренным образом переработала и то, и другое в духе не женской, а общечеловеческой поэтики». «Женскость» своих стихов Ахматовой первой удалось сделать «сознательным приёмом». «Марина Цветаева – поэт, Анна Ахматова – поэтесса», — так сказал кто-то из наблюдательных современников. К концу 20-х годов ХХ века картина женской поэзии существенно изменилась. Немногие поэтессы, дожившие до этого времени, продолжали писать стихи, и, тем более, печататься. Кто-то оказался в эмиграции, другие «в эмиграции внутренней». Часто писательницы переставали ценить свой талант и своё творчество, предпочитая «литературное самоубийство или литературный анабиоз» (суррогаты – заказные переводы, непритязательные «детские стишки»). Почему? Исследователи из книги «Сто одна поэтесса…» считают, что, если «историческое колесо прокатывается по её (женщины) судьбе, женщина оказывается под двойным ударом, проживая все испытания страны как трагедию личной жизни, осознавая себя пассивной жертвой механических чуждых законов». Попытки осмыслить «феномен женской поэзии» появились уже в 1910-е годы. И сделать это пытаются сами поэтессы. Так Надежда Львова «видела силу женской поэзии в стихийности и непосредственности». По её мнению, эти качества противостояли «рациональному мужскому началу, от избытка которого задыхалась поэзия». В статье «Холод утра (Несколько слов о женской поэзии)», опубликованной в 1914 году в пятом номере альманаха «Жатва» она (Львова) писала: «У мужчин – целый мир. У женщин только любовь. Понятая в большинстве случаев, как боль, как страдание, как «властительный рок» — она заполняет всю женскую душу… И это очень по-женски. И часто находят они какие-то «свои» женские слова, так хорошо отражающие их переживания». Об особенностях женской поэзии писали и представители сильного пола: М. Волошин, С. Городецкий, В. Шершеневич, А. Гизетти и многие другие. Хотя художественные вкусы и индивидуальные пристрастия критиков-мужчин были разные, но большинство из них отмечали «прежде всего – «исступлённую правдивость». М. Волошин в статье «Женская поэзия», опубликованной в 1910 году в газете «Утро России» написал: «Зинаида Гиппиус, Поликсена Соловьёва как бы скрывали свою женственность и предпочитали в стихах мужской костюм, и писали про себя в мужском роде. Поэтессы же последних лет, подобно поэтессам французским, говорят от своего женского имени и про своё интимно женское». По мнению критиков, эта исповедальность уже сама по себе делала женскую лирику интересной для общества. В качестве других отличительных черт женской поэзии отмечалось «внимание к конкретным деталям и способности «найти слова для оттенков менее уловимых, чем способны на это мужчины». Сегодня, в этот знаменательный день хочется вспомнить Веронику Михайловну Тушнову, которой 27 марта исполнится 110 лет со дня рождения.

Имя этой поэтессы XX века знакомо многим любителям поэзии. Её стихи при первой же встрече западают в душу и остаются в ней надолго, потому что они обращены к каждому из нас. Всё, что написано Вероникой Михайловной, написано сердцем. В своей статье “Молодым – о поэзии” она говорила, что “… хотелось бы, чтобы это молодое поколение полюбило поэзию, чтобы оно видело в стихах не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились”. Наверное, в этом поэтесса видела суть творчества.

О Веронике Тушновой писали, что она была ослепительно хороша, была, может быть, самой красивой женщиной XX века. Вот несколько примеров: «Удивительное лицо. Невысокого роста, но замечательного сложения. Тяжёлые густые чёрные волосы, выпуклый высокий лоб, под мягко наплывающими веками – большие печальные тёмно-карие глаза». Или: «Она была очень красивая женщина. Невысокая, с карими до черноты глазами, волосы цвета воронова крыла, упрямый подбородок и – абсолютное не восприятие собственной красоты…». Для Вероники Тушновой характерно сочетание красоты внешней и красоты внутренней. Она была очень талантливой женщиной: писала стихи, хорошо рисовала, великолепно переводила стихи поэтов народов бывшего СССР и других стран. Умела дружить с теми, кто постарше, и с теми, кто младше, умела быть другом надежным и деликатным. Вероника Михайловна — автор замечательных стихотворений. По словам Марии Сергеевны Петровых, стихи Вероники Тушновой «всегда были отмечены человечностью, чистотой, добротой, отсутствием позёрства, поучительности и самолюбования, естественностью и высоким строем чувств». Они вне времени, потому что человечны, потому что для всех. При жизни Тушновой вышло всего несколько поэтических сборников: «Первая книга» (1945 г.), «Пути-дороги» (1954 г.), «Память сердца» (1958 г.), «Второе дыхание» (1961 г.), «Лирика» (1963 г.), «Сто часов счастья» (1965 г.).

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Обложка книги В. Тушновой «Первая книга»:

Самая важная тема ее творчества – тема любви. Если бы там речь шла о всяческих треволнениях двух любовников, вряд ли бы ее поэзия выдержала испытание временем. Нет, речь шла о том, что такое счастье. «Давай все на двоих! Беда так беда, непогода так непогода, ликование так ликование! Но уж будь добр делиться, как в таежном походе: чтобы никаких преимуществ ни мне, ни тебе…» – так писал о Веронике обожавший ее поэт Марк Соболь. Писала она о ней по-своему, с особой интонацией, сумев создать гимн любви и красоте человеческих отношений. Особенно это относится к её последнему сборнику стихов «Сто часов счастья». В стихах сборника нет ничего лишнего, слова звучат ёмко, искренне, потому что идут от сердца, от пережитого. Об этом говорят и названия стихов: «Не знаю — права ли», «Одна сижу на пригорке», «Осчастливь меня однажды», «Дом мой – в сердце твоем», «Так уж сердце у меня устроено», «С тобой я самая верная», «Много счастья и много печалей на свете». Строки некоторых стихотворений звучат в качестве совета всем нам. Стихотворение, принесшее поэтессе наибольшую популярность – «Не отрекаются, любя», Тушнова сочинила в 1944-м. В 1976 году оно стало романсом, музыку к которому написал Марк Минков. Этот романс впервые прозвучал в спектакле под названием «Мужчины, носите мужские шляпы», но настоящая слава ждала его спустя год, в 1977-м, когда он прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Сама певица позже сказала, что эта композиция стала самой главной частью ее репертуара, она сама едва сдерживает слезы, когда исполняет ее в очередной раз. Предлагаем вам послушать этот романс.

Композитор Марк Минков положил на музыку еще одно стихотворение Тушновой – «А знаешь, все еще будет». И опять эта песня прозвучала в исполнении Пугачевой и понравилась миллионной армии поклонников творчества Вероники Тушновой.

В восьмидесятом номере «Литературной газет»” 8 июля 1965 года от имени Союза писателей РСФСР и Московской писательской организации сообщалось о преждевременной смерти известной поэтессы, члена Союза писателей Тушновой Вероники Михайловны. В следующем номере «Литературной газеты» за 1965 год в некрологе от группы её товарищей говорилось, что «Вероника Тушнова верила в своих современниц, считала их прекрасными и звала их к душевной щедрости и мужеству, и сама была щедрой, мужественной. Она любила людей, стоящих рядом и далеких… Мы её запомним талантливой, красивой, человечной». Напечатал некролог Александр Яковлевич Яшин, отметив, что «умер человек чистый и красивый, прямой и добрый, человек с благородным сердцем, обнажённым до предела и умевшим любить». Ведь именно он, Александр Яшин, замечательный вологодский поэт и прозаик, стал последней любовью Вероники Тушновой. У них было много общего, даже день рождения у них был в один день — 27 марта. И ушли они в один и тот же месяц с разницей в 3 года: она — 7 июля, он — 11-го.

Их историей, рассказанной в стихах, зачитывалась вся страна. Влюблённые советские женщины переписывали их от руки в тетрадки, потому что достать сборники стихов Тушновой было невозможно. Их заучивали наизусть, их хранили в памяти и сердце. Их пели. Они стали лирическим дневником любви и разлуки не только Вероники Тушновой, но и миллионов влюблённых женщин. О последнем романе Вероники Тушновой долго судачила литературная общественность. Два потрясающих поэта, которым судьба предопределила позднюю встречу и мучительную любовь — любовь, в которой рождалась удивительная по красоте поэзия. Александр Яшин имел душевнобольную жену и четверых детей, окончательно уйти от которых так и не смог. Позднее счастье их было трудным, мучительным, особенно для Вероники Михайловны. Её последнюю, вышедшую при жизни книгу «Сто часов счастья» – дневник этой огромной, сжигающей любви – поэтесса писала, будучи уже тяжело больной. Писала либо дома, либо в больницах. Книгу «Сто часов счастья» ей принесли в палату. Она погладила страницы. Хорошо. Часть тиража разворовали в типографии — так запали в душу печатникам ее стихи. В июне 1965 года книга была напечатана, а 7 июля Вероники Тушновой не стало. Всего 54 года прожила эта удивительная женщина.

Сто часов счастья… Разве этого мало?
Я его, как песок золотой, намывала,
Собирала любовно, неутомимо,
По крупице, по капле, по искре, по блёстке,
Создавала его из тумана и дыма,
Принимала в подарок от каждой звезды и берёзки…

Предлагаем вам послушать романс «Сто часов счастья» в исполнении Ирины Отиевой.

В последние дни перед смертью Вероника Михайловна запретила пускать к себе в палату Александра Яковлевича. Она хотела, чтобы любимый запомнил ее красивой и веселой. А на прощанье написала:

Я стою у открытой двери, я прощаюсь, я ухожу.
Ни во что уже не поверю, – все равно напиши, прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью, от которой спасенья нет,
Напиши мне письмо, пожалуйста, вперед на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое, за упокой души,
Напиши обо мне хорошее. Я уже умерла. Напиши!

Эдуард Асадов написал посвящение Веронике Тушновой и Александру Яшину. Там есть такие строки:

Две книги рядом в комнатной тиши…
Как два плеча, прижатые друг к другу.
Две нежности, два сердца, две души,
И лишь любовь одна, как море ржи,
И смерть одна, от одного недуга…

Лирика Вероники Михайловны Тушновой востребована и сейчас. Появляются в печати отдельные книги ее стихов, кроме того, стихи поэтессы часто включаются в сборники знаменитых поэтов XX века. На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе ее стихотворения должны занять достойное место. Ведь они делают нашу жизнь светлее и теплее, учат творить добро, верить в себя и любить людей. Они помогают увидеть не только красоту слов русского языка, но и особенности использования той или иной части речи. Ведь поэтесса отбирает слова, которые ей кажутся самыми нужными для выражения силы чувств. Слова эти относятся к разным частям речи. Одной из значимых частей речи в ее стихотворениях являются местоимения, среди которых выделим личные местоимения первого и второго лица. Так, с местоимения «я» начинаются стихи, созданные Тушновой в разные годы: «Я живу в постоянном предчувствии чуда…», «Я пенять на судьбу не вправе…», «Я прощаюсь с тобой», «Я поняла…», «Я без тебя училась жить…», «Я люблю выдумывать страшное…», «Я стою у открытой двери…», “Я одна тебя любить умею…”». Местоимение «ты» является началом таких стихов, как: «Ты не горюй обо мне, не тужи», «Ты все еще тревожишься — что будет?», «Ты не любишь считать…», «И вот ты купе закрываешь…» и других. Иногда началом стихотворений являются односоставные предложения, в которых личные местоимения «я» или «ты» легко подставляются. «Не знаю — права ли», «Жизнь твою читаю…», «Шагаю хвойною опушкой…»,»“Не опасаюсь впасть в сентиментальность…», «Терпеливой буду, стойкой…», «А может быть останусь жить…», «Вот уеду, исчезну…». «Зачем судьбу который раз пытаешь?..», «Осчастливь меня однажды…», «Не сули мне золотые горы…», «Помнишь, как залетела в окно синица…», «А знаешь, все еще будет!..». Какие же образы скрываются за местоимениями «я» и «ты»? «Я» — лицо говорящее, которое любит, которое не мыслит своей жизни без любви и любимого. «Ты» — это собеседник, избранник, который самый лучший, к которому обращается «я», выражая свои чувства и переживания. Рядом с ним — счастье, радость; без него – «сердце плачет». Понять состояние «я» и «ты» в настоящем, прошедшем или будущем помогают глаголы, которые в стихах Вероники Михайловны Тушновой выбраны не случайно. Посмотрим с этой точки зрения на некоторые стихотворения поэтессы. Вот одно из них:

Я без тебя училась жить,
Я принялась за дело.
Костер сумела я сложить –
Гудело, а не тлело.
Я без тебя училась жить…
Как сердце ни болело, —
Сумела песню я сложить,
Не плакала, а пела.
На озаренные кусты
Глядела ясным взглядом.
Но вышел ты из темноты
И сел со мною рядом.

Семнадцать глаголов в этом стихотворении, тринадцать из них употреблены в прошедшем времени, два – даны в начальной форме (они повторяются дважды и составляют глагольные рифмы: «жить-сложить»). «Я» в стихах проникнуто и грустью, и верой в счастье, и благодарностью любимому за то, что он подарил любовь:

Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера.
Я люблю тебя.
Это значит —
Я желаю тебе добра.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Обложка книги Вероники Тушновой» и вы увидите название книги, которую можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Продолжит наше мероприятие участник клуба «Эхо» Юлия Лагунова, которая подготовила сообщение «Сто часов счастья Вероники Тушновой».

Вероника Тушнова – известная поэтесса, переводчица, автор любовной лирики. Была членом Союза писателей СССР. Прославилась своими стихами «Не отрекаются, любя», «Сто часов счастья», «А знаешь, все еще будет!», которые стали популярными песнями. Сборники стихов этой поэтессы нельзя было найти в библиотеке или купить в книжном магазине. Все дело в щемящей откровенности ее поэтических строк, которые звучали диссонансом на фоне советского коллективизма.  Она стала популярной гораздо позже, когда откровенные строчки ее стихов положат на музыку, и они зазвучат в эфире радио и телевидения.  Зато ее произведениями пестрели листки девчоночьих дневников, записанные от руки, они западали в сердце, бередили душу и оставались там навечно. Имя поэтессы – Вероника Тушнова, написавшая бессмертные строки «Не отрекаются, любя…».

Родилась Вероника Тушнова 14 марта 1911 года в Казани, хотя на ее надгробном памятнике значится совсем другая дата – 1915 год. Такова была последняя воля самой поэтессы, которую исполнили в точности. Отца звали Михаил Тушнов, он был микробиологом, профессором Казанского ветеринарного института. Отец Вероники, Михаил Павлович, рано лишился родителей, рано встал на самостоятельный путь. Он окончил Казанский ветеринарный институт, один из старейших институтов России. Прошел нелегкую службу военного врача на Дальнем Востоке… Вернувшись в Казань, Михаил Павлович начал работать в Ветеринарном институте, через несколько лет защитил докторскую диссертацию, стал профессором, впоследствии получил звание академика ВАСХНИЛ. Мать Вероники, Александра Георгиевна, родом из Самары, была художницей-любительницей. Профессор Тушнов был на несколько лет старше своей избранницы и в семье все подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или ужина. Мама —  Александра Постникова, окончила высшие Бестужевские курсы, прекрасно рисовала, занималась домом и растила детей. Вероника хорошо училась в школе, особенно ей давались языки. К моменту получения школьного аттестата в 1928 году, девушка отлично знала английский и французский.  Вероника обладала неординарными способностями к литературе, и первым это заметил ее преподаватель по литературе Борис Скворцов, который зачастую зачитывал ее сочинения перед классом, в качестве примера для подражания. Вероника также любила поэзию и живопись, ее стихи и рисунки украшали школьную стенгазету. Однажды в Казани побывали С. Есенин и В. Маяковский, и это событие наложило отпечаток на ее биографию – девушка видела в них ориентиры своей творческой деятельности. Несмотря на любовь к литературному творчеству, Вероника стала студенткой медицинского факультета Казанского университета – так настоял отец, отличавшийся властным, деспотичным характером.  Доучиваться ей пришлось в Ленинграде, куда семейство перебралось в 1931 году, так как отцу предложили работу во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Вскоре после этого отцу дают квартиру в Москве, на Новинском бульваре, и семья переезжает в столицу. Тушнова продолжила обучение в аспирантуре на кафедре гистологии того же института, где трудился отец. Несмотря на большую загруженность, девушка успевает заниматься живописью, много времени уделяет поэзии. Она показывает свои стихи знакомым поэтам и те советуют ей продолжить образование в этом направлении. В 1941 году, прислушавшись к рекомендации Веры Инбер, Вероника стала студенткой Литературного института. Однако война внесла в ее планы свои коррективы. После начала войны Тушнова переезжает обратно в Казань, устраивается на работу в военный госпиталь в качестве палатного врача. Именно тогда, в обстановке всеобщего горя и страданий, начинает оттачиваться ее поэтическое мастерство. Ее называли «доктор с тетрадкой», Вероника записывала на ходу родившиеся в ее голове строки, наполненные болью и страданиями ее пациентов. В 1944-м в журнале «Новый мир» появилось ее произведение «Хирург», а «Комсомольская правда» напечатала цикл стихов поэтессы «Стихи о дочери», который сразу нашел своего читателя. Дебют Вероники Тушновой в литературе состоялся в 1945 году, когда она выпустила сборник «Первая книга». Редактировать и составлять дебютный сборник поэтессе помог Павел Антокольский. Стихи Тушновой пользовались большим успехом, они очень понравились популярному в те годы актеру Василию Качалову. Однако, по мнению многих коллег и критиков, грусть ее произведений производила впечатление манерности и камерности, и такая характеристика не сулила ничего хорошего. Нет ничего удивительного в том, что в свете таких характеристик, поэтесса сумела выпустить свою вторую книгу только в 1954-м. Тушнова не спешила раскрывать свои чувства, она боялась показывать свои переживания, боялась быть не понятой современниками.  Темы для своих стихов она привозила из многочисленных поездок по стране, она писала в дороге, но и этот сборник тоже критиковали недоброжелатели. По их мнению, поэтесса «не обрела свое творческое лицо, не имеет своего голоса». Настоящая популярность настигла поэтессу в последние годы ее жизни, когда Тушнова выпустила сборники «Память сердца» и «Сто часов счастья». Главная тема сборников осталась прежней – собственные переживания, размышления о настоящей любви и сложностях во взаимоотношениях близких людей. У Тушновой была одна удивительная особенность – самые сложные моменты жизни описывать просто и доступно, но так, что ее слова просто рвали душу. Поэтесса никогда не прославляла власть имущих, не воспевала советский режим, она писала свою любимую лирику на простом языке, понятном любому смертному. В ее стихах практически нет упоминаний о символах власти, а если и встречаются, то как бы мимоходом, невзначай, как что-то несущественное, не стоящее особого внимания. Личная жизнь Тушновой сложилась не очень удачно. Первым мужем поэтессы стал врач-психиатр Юрий Розинский. Они поженились в 1938 году, и вскоре в этом браке родилась единственная дочь поэтессы – Наталья. Однако семейная жизнь дала трещину, Юрий бросил жену и дочь. Вероника очень надеялась, что он когда-то одумается и вернется, и это случилось. Но к тому времени мужчина уже был серьезно болен и ему нужен был постоянный уход. Вероника оставалась с ним рядом до самой его смерти, хотя многие не понимали такой ее самоотверженности. Второго мужа Вероники звали Юрий Тимофеев, он был ее коллегой по литературному цеху. Однако и в этом браке женщина не была счастлива по-настоящему, супруги часто ссорились на фоне взаимного непонимания. После десяти лет брака они решились на развод, протекавший долго и болезненно. Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913-1968), которого она так горько и безнадежно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в ее последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».

Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!,

И поэтессу захлестнули настоящие чувства. Влюбленные не могли пожениться — Александр был женат и воспитывал четверых детей. Положение усугублялось тем, что у его супруги диагностировали душевное расстройство, и оставить е в таком состоянии он не мог. Тушнова прекрасно понимала, что их ситуация безвыходная, но готова была пожертвовать чем угодно, лишь бы сохранить эти отношения. Их встречи носили тайный характер, влюбленные снимали номера в гостиницах других городов, выезжали в Подмосковье полюбоваться природой. Встречи были достаточно редкими, но именно они стали смыслом жизни поэтессы в последние годы.  Вскоре их отношения стали предметом сплетен, и влюбленным пришлось расстаться.Сборник под названием «Сто часов счастья», ставший последним в жизни Тушновой, буквально пронизан этой глубокой, но такой несчастной любовью. Весной 1965-го у поэтессы диагностировали онкологию. Ее положили в больницу, где она умирала в муках, причем, не только физических, но и душевных. Александр постоянно навещал ее, и эти встречи возвращали Веронику к жизни, она просто светилась счастьем. Тушнова чувствовала, что скоро умрет, ей хотелось остаться в памяти Яшина такой, какой он ее помнил. Поэтому последние несколько дней до ухода в вечность она попросила больше его не пускать. 7 июля 1965 года Вероники Тушновой не стало. Местом ее упокоения выбрали Ваганьковское кладбище в Москве. Ей едва исполнилось 50 лет. Она называла свое чувство «бурей, с которой никак не справлюсь» и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Те, кто прочел (изданные уже после смерти поэтессы, в 1969 году) стихотворения, навеянные этим глубоким и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Лучшего сравнения нельзя и придумать. Может быть поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива. И в заключение нашего мероприятия мы подготовили для вас виртуальную книжную выставку «И льется мир поэзии из-под пера…».

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.