Литературное исследование «Парадокс чтения»

      Комментарии к записи Литературное исследование «Парадокс чтения» отключены

Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом.

Даниэль Пеннак

23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права

В этот день у человечества просыпается недюжинная любовь к книге во всех ее проявлениях.

Всемирный день Книг — это торжество.

Торжество авторов, иллюстраторов, книг и (что самое важное !) это  — торжество чтения.

«Книга дает вам необходимые слова, чтобы читать и перечитывать их, когда вы хотите – в постели, за столом или растянувшись на полу – и как вы хотите – не спеша, быстро, подряд или по кусочкам.

Но главное – книга дает вам слова, к которым вы сами подбираете картины, возникающие в вашем воображении. Вы знаете, как выглядит д’ Артаньян и Дон Кихот, и это – ваш д’ Артаньян и ваш Дон Кихот…

Никогда не будет придумано что-либо подобное книге, способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную».

Айзек Азимов

Из Послания генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю Всемирного дня книги и авторского права (16.04.2013):

«Отмечая этот день, мы должны задуматься и о продолжающейся многовековой эволюции книги, и о тех нематериальных ценностях, которыми должна быть пронизана наша жизнь.

Цифровая книга открывает новые возможности обеспечения доступа к знаниям на громадных территориях и при меньших расходах.

Традиционная же книга остается одним из мощных и неломающихся технических средств, которое можно взять с собой, будучи уверенным, что оно выдержит испытание временем.

Каждая форма книги имеет свою ценность в плане образования и распространения культуры и информации. Многообразие книжных форм и содержания является источником обогащения знаний: мы должны поддерживать его развитие посредством соответствующей государственной политики, не допуская обезличивания культуры.

Такое «библиоразнообразие» является нашим общим богатством и превращает книгу в нечто гораздо большее, чем физический объект. Речь идет о величайшем человеческом изобретении, помогающем обмениваться идеями, невзирая на границы в пространстве и времени».

История печатного слова – это история человечества.

Способность книг содействовать самореализации личности и осуществлению социальных преобразований не имеет аналогов. Отражая личные переживания и в то же время будучи глубоко социальным явлением, книги обеспечивают широкое разнообразие форм диалога между людьми, диалога внутри сообществ, диалога времен.

Как сказала в своем выступлении в Организации Объединенных Наций пакистанская школьница Малала Юсафзай, которую талибы хотели застрелить за то, что она ходит в школу«Давайте возьмем книги и ручки: это наше самое мощное оружие».

По случаю Всемирного дня книг и авторского права ЮНЕСКО призывает всех женщин и мужчин сплотиться вокруг книг и всех тех, кто пишет книги и занимается их изданием. В этот день мы воздаем дань уважения книге как воплощению творческого начала человека и его стремления поделиться своими идеями и знаниями, с  тем , чтобы способствовать взаимопониманию и терпимости.В современном мире уже давно стало модным вести здоровый образ жизни: правильно питаться, отказаться от употребления алкоголя и курения, заниматься спортом или просто делать зарядку. А как же зарядка для ума?! Ведь тренировать собственный ум так же важно, как и тренировать своё тело. Одно без другого гармонично существовать не может. Многие скептически относятся к чтению книг в эпоху цифровых технологий. Бумажные издания давно заменили компьютеры, планшеты, электронные книги и смартфоны. Так есть ли место бумажным носителям в нашем безумно развивающемся мире?! Чтение книги – так ли уж оно необходимо? С самого юного возраста практически всем без исключения прививалась любовь к книге. И ни у кого не возникал вопрос «Зачем они нужны?» или «Зачем их читать?». Это было понятно без слов – для того, чтобы развивать интеллект, стать успешным и образованным. Но в наши дни, когда всё требует доказательств, этого утверждения недостаточно. Поэтому сделаем попытку разложить всё по полочкам.

1. Развитие творческого мышления. Читая разнообразные книги, мы имеем возможность не только познакомиться с сюжетом и стилем произведения, но и создать свой неповторимый мир, населённый персонажами, которым именно вы подарили индивидуальность. Как бы талантлив не был писатель, он не сможет зафиксировать в вашем воображении своё видение пейзажей, архитектуры или героев книги, что даёт возможность полёту фантазии. И то, как далеко она полетит, зависит от натренированности вашего ума, то есть от вашей начитанности.

2. Расширение кругозора. Немаловажным умением (даже в современном мире) остаётся умение общаться. Что может быть проще?! Говорить-то умеют все – так или иначе. Но быть интересным собеседником – это ориентироваться в разных сферах, уметь аргументировано высказывать своё мнение, приводить примеры из книг.

3. Развитие интеллекта. Это самая очевидная причина того, зачем нужно читать. Учиться ведь можно не только по учебникам, потому что некоторые книги справятся с этой задачей не хуже (если не лучше).

4. Организация своего досуга. Чем заняться в свободное время? Конечно же, почитать. Это самый простой способ отдохнуть физически и духовно. Он не требует больших финансовых затрат, особенной подготовки или физических нагрузок. Вся его прелесть в простоте.

5. Улучшение состояния здоровья. Медиками доказано, что чтение книги замедляет сердцебиение и расслабляет мышцы.

6. Уменьшение стресса. В свою очередь психологи делают акцент на том, что чтение способствует понижению уровня стресса на 60%. А если сравнить этот способ с другими, то результаты будут вообще ошеломляющими. Так чтение книг на 68% эффективнее справляется со стрессом, чем музыка, на 100% продуктивней пеших прогулок, на 300% действенней компьютерных игр.

7. Развитие эмпатии. Умение сострадать окружающим, понимать их настроение и эмоциональное состояние многим даровано от рождения, а некоторым необходимо развивать эту способность самостоятельно. И именно книга станет лучшим помощником. Ведь перелистывая странички произведения, мы сопереживаем персонажам, окунаемся в мир их чувств и эмоций.

8. Продвижение в карьере. Бытует мнение, что только начитанные работники в будущем могут стать руководителями. И это не лишено смысла. Ведь литература напрямую влияет на становление личности, демонстрирует на многочисленных примерах варианты развития событий. Если не хватает своего жизненного опыта – почерпни его из литературы.

9. Желание быть модным. Во всём мире становится модным – читать книги. К примеру, в Канаде 61% населения — активные читатели.

10. Стремление к саморазвитию. Книги мотивируют нас, направляют к усовершенствованию, помогают глубже узнать свой внутренний мир, обнаружить в себе неведомый доселе потенциал.

11.  Усовершенствование грамотности. Здесь всё предельно ясно: чтение подсознательно откладывает в нашей памяти информацию о том, как пишется то или иное слово. Читающий человек допускает значительно меньше ошибок при письме, чем тот, кто знает все правила, но берёт книгу в руки от случая к случаю.

12. Улучшение дикции. Чтение вслух с выражением поможет избавиться от таких проблем, как глотание окончаний, быстрая и сбивчивая речь, нечёткое произношение, путаница с интонированием.

Может ли чтение быть вредным?

Чтение, как и всё вокруг, кроме положительного воздействия, несёт в себе и негативное влияние. Во-первых, страдает, конечно же, здоровье. У заядлых чтецов может ухудшиться зрение или испортиться осанка. Но только при условии чрезмерного перенапряжения, плохого освещения, неудобных условий. Во-вторых, могут быть проблемы и с психологическим здоровьем. Среди таких проблем можно выделить: уход от реальности в мир книги (не менее опасно, чем компьютерная зависимость), внушение посредством чтения печатного издания (если читать что попало). В-третьих, вредит человеку и чтение по принципу «всё подойдёт». Но это ошибочный подход. Ведь человек теряет своё время, не получая при этом никакой пользы, и, соответственно, теряет возможность больше развиваться. В-четвёртых, в результате бездумного чтения могут появиться читатели «фразеры» и «попугаи». Первые – это позёры и лицемеры, которые используют книги для придания себе важности и весомости. Засыпая людей выученными из опусов фразами, они лишь пытаются подчеркнуть свой статус, но при этом не пропускают даже странички через своё сердце. Вторые – зазубривают информацию огромными количествами, не понимая её назначения, не представляя того, как можно систематизировать полученные знания, не имеют собственного мнения.

Сколько нужно читать?

Здесь всё индивидуально: единого рецепта для всех не найти. Кто-то читает одну книгу в год, кто-то – в день, а для кого-то книги как пища: сколько не прочитай всё мало (такие себе литературные обжоры). И тут самое главное не глотать одну книгу за другой, а хорошенько «переваривать» её содержимое. Ведь принцип о том, что качество важнее количества, применим и для чтения. Важна не скорость, а то, что вы для себя вынесли из только что прочитанного. Количество осиленных или собранных книг не являются показателем интеллекта или статуса, а могут даже показывать отсутствие собственного вкуса. Но нашлись и те, кто всё же попробовал найти усреднённый ответ на поставленный выше вопрос. Так российскими социологами был проведён опрос, целью которого было узнать о том, сколько читают респонденты в месяц или год, а также для того, чтобы выяснить основные цели чтения. Результаты таковы: 52% опрошенных читают книги не реже одного раза в месяц. На вопрос о том, сколько книг прочитано вами за год, из 64 человек 7 не прочитали ни одной, 6 прочли 1 книгу, 14 осилили 2-3 книги, 9 человек ознакомились с 4-5 книгами. 10 читателей проштудировали от 6 до 10 книг, 5 респондентов брали в руки 11-20 книг, более 20 книг прочли 9 опрошенных. Четверо не смогли дать чёткого ответа.

Нужно ли читать детям?

Безусловно, необходимо. Причём прививать любовь к книге нужно с самого раннего возраста. Сначала малыш будет лишь слушателем, узнающим мир, знакомиться с представлениями о добре и зле, фантазировать, а значит развиваться. Далее книга станет для ребёнка способом общения с родителями, платформой для игровой деятельности. И лишь после этого ребёнок станет читателем. Он самостоятельно находит знакомые буквы, придумывает новые финалы для уже знакомых историй, разгадывает загадки или придумывает их сам. И от того, как прошло его первое знакомство с книгой, будет зависеть любознательность и тяга к обучению. Чтение не должно быть для ребёнка наказанием, которого он всячески старается избежать. Ему не нужно проводить за этим заданием много времени – ведь это не поможет, если ваше чадо не получает от этого удовольствия. Организуйте это занятие правильно, и малыш найдёт для себя в чтении массу интересного и увлекательного. Да и то, какие книги читает ребёнок, может повлиять на его отношение к этому процессу. Ведь заставлять читать неинтересные (хоть и полезные) книги равноценно тому, чтобы запихивать в малыша нелюбимую пищу, которую он будет игнорировать в своей взрослой жизни.

Чтение – это самосовершенствование

Чтение – это то, что делает нас богаче в духовном и моральном плане, а тех, кто использует полученные знания на практике – ещё и в финансовом. Это то, что не требует много затрат, но при этом даёт грандиозную отдачу. Это то, что помогает нам быть самими собой и при этом не быть такими как все: книга культивирует в нас индивидуальность.

Предлагаем вам собрать онлайн мозаику и узнать, какая книга в 2021 году стала самой читаемой у читателей нашей библиотеки!