Литературно-познавательное мероприятие «По сказочным мирам Александра Птушко» к 120летию режиссера

Александр Лукич Птушко (1900-1973)

Приветствую вас, читатели библиотеки В.Г. Белинского!

Ровно через десять дней, 19 апреля исполнится 120 лет со дня рождения легендарного мастера сказки в отечественном кинематографе — советского кинорежиссёра, кинооператора, художника-мультипликатора, сценариста, педагога, народного артиста СССР и лауреата Сталинской премии первой степени Александра Птушко. На протяжении всей своей жизни он работал на киностудии «Мосфильм», а с 1960 по 1963 год был художественным руководителем творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов на «Мосфильме». Александр Лукич — один из двух «Главных сказочников СССР». Вторым был Александр Роу. Этот человек совершил настоящий прорыв в мировой мультипликации. Его фильмы удостоились нескольких международных премий и были показаны даже в США. А его технологией спецэффектов пользовался сам Кубрик.

Родился в Луганске Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Луганская область Украины) в семье крестьян Луки Артемьевича и Натальи Семёновны Птушкиных. С детства хорошо рисовал. На выставке работ учеников реального училища, в котором занимался Александр, его рисунки признали лучшими. Их высоко оценила Мария Улазовская, жена Николая Шверника, и в дальнейшем помогла Птушко переехать в Москву и поступить в «Государственную школу кинематографии» на заочное отделение. Теперь это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК

ВГИК

С 1919 года служил в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. После Гражданской войны работал актёром и художником-декоратором в Народном доме и корреспондентом газеты «Донецкая кочегарка».

В 1923—1926 годах учился в «Московском институте народного хозяйства». ныне — Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (сокращённо — РЭУ им. Г. В. Плеханова, неформально — «Плехановка», «Плехановский университет») — один из крупнейших экономических вузов России. Старейшее высшее образовательное учреждение экономического профиля в России.

Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор, секретарь орготдела Союза строителей Москвы), пока не нашёл своё призвание в кинематографе. Причем на сценической площадке Птушко являл собой сущего диктатора, не терпящего ни малейших возражений. Обычными его словесными «стимулами» при работе с подчиненными было: «Бизоны! Кретины! Носороги безрогие! Работать не умеете и не хотите!». Фантастическое и сказочное кино требует от создателей превосходного владения техническими приемами, это та область кинематографа, где они наиболее востребованы и ярко проявляются. Александр Птушко признанный новатор в этой области. Помимо виртуозной работы над комбинированными съемками и трюковыми сценами он известен как создатель первого советского звукового мультфильма («Властелин быта», 1932), первого в мире полнометражного кукольного мультфильма («Новый Гулливер», 1935) и первого советского широкоэкранного фильма со стереозвуком, то есть с объемным звуком, при котором создается иллюзия звуковой перспективы с сохранением направления на разные источники звука («Илья Муромец», 1956).

Интересны фильмы Птушко военного времени — «Секретарь райкома», «парень из нашего города», «Зоя» — армады танков и самолетов в этих фильмах – это всего лишь анимация Птушко. Сразу же после войны Александр Лукич сосредоточился на жанре киносказки. И хоть там уже вовсю «хозяйничал» выдающийся сказочник Александр Роу, Птушко его не просто потеснил на пьедестале, а создал свой собственный сказочный монумент. Уже за первую свою киносказку «Каменный цветок» он получает Сталинскую (ныне Государственную премию), а на 1 Международном кинофестивале в Каннах – премию за цвет. Так высоко советская киносказка еще не взлетала. Следующая работа – снова высшее международное признание. «Садко» завоевывает первую премию — «Серебряного льва» — в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров признается лучшим актером мира за всю полувековую историю кино! Фильм «Илья Муромец» вносится в Книгу рекордов Гиннеса за самую масштабную массовку (около 110 тысяч статистов одновременно!)

Но Александр Лукич был не только практиком, но и теоретиком кино! Александр Птушко — автор множества теоретических трудов, посвященных трюковым и комбинированным съемкам, а также мультипликации. В частности, одна из самых известных работ, которую до сих пор изучают в кинематографических вузах — «Комбинированные и трюковые киносъемки» (в соавторстве с Николаем Ренковым).

Во всех своих фильмах, даже не входя в состав художественного цеха, Александр Птушко уделял огромное внимание антуражу и декорациям, без которых также невозможно создать волшебный мир в кино. Например, Нина Спутницкая в журнале «Искусство кино» (№ 5, 2015) пишет:

«Перечень специальных конструкций для „Руслана и Людмилы“ насчитывает сотню пунктов. При этом среди разработок не только отдельные механизмы, но и комплексы сложных инженерных объектов. На три месяца на картину вызывали скульптора для изготовления деталей аллеи титанов в саду Черномора и стеклодува для создания стеклянных рыбок и застывших фонтанов, скульптора-лошадника для мумий „вздыбленных коней“ и художника-мультипликатора для прорисовки 15–16 тысяч фаз Руслана, скачущего по воздуху на коне (для перевода на так называемую „блуждающую маску“ — особый прием комбинированных съемок — Прим. Ред.) Коллекцию кристаллов и несколько друз планировалось покупать у геологов, а коллекцию кораллов — в комиссионном магазине. Предметный мир сказки украсили оригинальные скульптуры, которые Птушко всегда делал сам в перерывах между съемками. Особенно поражает диапазон материалов: волхв из бивня моржа, змей из раковины коралла, из саксаула, арапы из кокосовых орехов и ракушек — архивы сохранили только фото диковинного реквизита».

Представляем вашему вниманию ролик «Яркий мир детства на большом экране» посвященный творчеству Александра Птушко:

Александр Лукич Птушко скончался 6 марта 1973. И даже надгробие на могиле связано с

главным делом его жизни — сказками: