Литературно-музыкальный салон «Человек, которого любили все»

Добрый день, уважаемые посетители блога имени В.Г. Белинского! 8 марта исполняется 80 лет со дня рождения одного из самых любимых российских актёров  Андрея Миронова. Приглашаем вас на онлайн-мероприятие «Человек, которого любили все». Блестящий артист, чья игра поражала филигранной техникой и импровизационным блеском, остроумный, тонкий и удивительно светлый человек, которого обожала вся страна, Андрей Миронов по-прежнему как будто пребывает где-то среди нас. Созданный им образ веселого симпатичного парня (иногда – ловкого милого прохвоста), не может уйти из жизни, ибо он – сама жизнь. Театральные работы в Театре сатиры (Фигаро – «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Хлестаков – «Ревизор» и др.);  фильмы «Бриллиантовая рука» Л. Гайдая, «Берегись автомобиля» и «Невероятные приключения итальянцев в России» Э. Рязанова, «Блондинка за углом» В. Бортко, «12 стульев» М. Захарова принесли  артисту всенародную славу. Андрей Миронов – актер с огромным драматическим потенциалом, не раскрытым до конца. Он стал выразителем своего времени, свободным человеком в несвободной стране. Предлагаем вам познакомиться с творчеством этого замечательного человека, окунуться в лёгкую, но в то же время, такую серьёзную атмосферу кинематографического образа актёра Андрея Миронова. Личность Андрея Миронова знаковая в отечественной культуре. Многие считали Андрея Миронова баловнем судьбы, беззаботным и радостным, создающим атмосферу непрекращающегося праздника. Казалось, что к славе он маршировал так же стремительно, как и его герой легкий и элегантный. Он вел свою партию с азартом и блеском, словно и сам был на сцене и на экране тем самым Фигаро, который сегодня тут, а завтра там. Но так ли все было на самом деле?

Собрав онлайн-пазл «Обложка книги об Андрее Миронове», вы увидите обложку книги, которую можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Андрей Миронов (Менакер) – коренной москвич. Он родился 7 марта 1941 года. Родители мальчика немного схитрили, записав ему другую дату – 8 марта. Мама, Мария Владимировна, говорила, что этот мальчик будет праздничным подарком для женщин. Ее слова оказались пророческими – у ее сына была огромная армия поклонниц, он сам любил многих женщин, и они обожали его. Его родители, Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, были известными артистами. Они встретились, будучи уже семейными людьми на гастролях в Ростове-на-Дону. Влюбленные не захотели обманывать своих супругов, сразу же расторгнув прежние браки, создали новый союз. Андрей родился почти на сцене. У мамы актера начались схватки прямо во время спектакля. Роды проходили тяжело. Они продолжались двое суток. Родители очень радовались появлению долгожданного малыша. Андрюше было три месяца, когда началась Великая Отечественная война. Театр, где работали его родители, эвакуировали в Ташкент. В этом теплом восточном городе прошло раннее детство будущего актера. В Ташкенте малыш перенес серьезную болезнь, тропическую дизентерию. Болезнь протекала очень тяжело, мама опасалась за жизнь Андрюши. Знакомые помогли достать необходимые лекарства, ребенок пошел на поправку. Пережив тяжелые военные годы, семья возвращается в Москву. Андрей Менакер становится школьником. В такое неспокойное, опасное, мрачное время, когда государственные органы занимались печально известным «делом врачей», мальчик носил еврейскую фамилию. Любящие родители, желая хоть как-то обезопасить сына, решили сменить его фамилию. С этого времени он становится Мироновым.

У Андрея было счастливое детство. Он был единственным ребенком в семье, ему доставалась вся родительская любовь. Мальчик увлекался футболом, коллекционировал значки, с удовольствием смотрел заграничные «трофейные» фильмы. В школе учился хорошо, но отличником никогда не был. При этом был лидером, пользовался авторитетом у одноклассников. Лето родители Миронова проводили в подмосковном поселке Пестов, в Доме отдыха для артистов. Здесь можно было встретить писателей, композиторов, известных актеров из МХАТа, других театров. Андрей тоже часто бывал здесь, на него очень влияла атмосфера искусства, которая царила в Доме отдыха. Родители замечали, что их сын растет талантливым, артистичным мальчиком. Видели это и педагоги, часто привлекая Андрея к участию в школьных спектаклях. Позднее он начал участвовать в школьных постановках, а потом записался в студию при детском театре.

О выборе профессии речи не было, Андрей знал, что у него одна дорога – работать на сцене. Родители хотели, чтобы их сын стал переводчиком, но в 1958 году Андрей подал документы в театральное училище им. Щукина и поступает туда. Никакой протекции для сына знаменитых актеров не было. Родители не знали о решении сына и его успехе, в это время они были на гастролях. Члены приемной комиссии даже не догадывались, чей сын пришел на экзамены, ведь он носил широко распространенную фамилию. Освоить актерскую профессию во многом ему помогли родители. Они не хотели, чтобы их сын был плохим актером.

Миронов учится с увлечением, упорно осваивает актерское мастерство. По-другому ему, сыну известных родителей, просто нельзя, он должен быть лучшим. Через четыре года он с отличием заканчивает театральный ВУЗ. Талант актера неоспорим и очевиден, он без каких-либо проблем поступает на работу в Театр сатиры. Здесь он и проработает четверть века, отдав этому театру всю свою короткую, но яркую жизнь. Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, высоко оценил талант молодого актера. Миронов сразу стал его любимцем, и это было совсем неудивительно. Яркий, искрометный талант, невероятный темперамент молодого актера мгновенно покорял всех, кто был рядом с Андреем. Даже опытные театралы были поражены высоким профессионализмом новичка. Первые постановки с участием Миронова «Клоп», «Доходное место», «Над пропастью во ржи» ясно показали это.

В те годы попасть на спектакль в Театр сатиры было очень непросто. Появление новой звезды еще более усложнило эту задачу. Завзятые театралы считали большой удачей попасть на постоянный спектакль с участием Миронова, антрепризы в других театрах тоже пользовались бешеной популярностью. Этот актер обладал каким-то удивительным магнетизмом, за его игрой наблюдали, затаив дыхание. Он умел держать зрителя, вести его за собой от начала до конца представления.

Дебют Андрея Миронова в кино состоялся в фильме «А может это любовь?». В это время он учился на 4 курсе училища. А первой серьезной работой артиста в кино считают  фильм Александра Зархи «Мой младший брат». Это была роль второго плана, актер играет баскетболиста Юрия, мечтательного, романтичного юношу, каких было немало во времена хрущевской «оттепели». Затем была комедия «Три плюс два», которая не потеряла своей актуальности и поныне. Этот фильм — невероятно оптимистичная, солнечная картина, приносившая огромные кассовые сборы. Молодые актеры за создание такого шедевра были отмечены руководством – повышением оклада и солидными по тем временам премиями. Здесь Миронову досталась роль одного из «дикарей», он играет ветеринара Романа Любешкина. Актер, которому на то время исполнился 21 год, по сценарию должен был влюбиться в Зою, цирковую актрису (Наталья Фатеева). Добрый, интеллигентный Роман стесняется своей профессии, из-за которой он уже пережил расставание с любимой девушкой, а зрители горячо ему сочувствуют. На самом деле Миронов по-настоящему влюбился в голубоглазую красавицу Наталью. Их отношения были недолгими, Миронов тяжело переживал расставание со своей любовью.

Расцветом его кино карьеры можно назвать роль в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».  Миронову досталась роль Димы Семицветова, продавца комиссионки, частенько торгующего дефицитом из-под полы. Его близким партнером по фильму был Анатолий Папанов, выступающий в роли тестя Димы. И хотя роль Миронова была второстепенной, кинокритики оценили игру актера чрезвычайно высоко. Именно после роли в этом фильме к Андрею посыпались предложения на съемки в фильмах. В начале семидесятых годов его популярность стала невероятной. Он снялся в таких известных картинах как «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и многих других. В фильме «Достояние республики» люди, близко знавшие Андрея Александровича, в Маркизе, учителе-фехтовальщике, узнавали его самого.  Главная удача картины — роль, где знаменитый актер выразил самого себя. Это добрый, несколько сумбурный, но удивительно азартный человек, настоящий максималист, не признающий половинчатых, размытых чувств. В его душе живет большая нежность, любовь ко всему живому, которая легко сочетается с неизменной самоиронией. Такие люди редко встречаются в жизни, и таким человеком был сам Андрей Миронов. В этом фильме актер исполнил сольный номер – песню «Кто на новенького».

Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма «Достояние республики» Песню о шпаге поет Андрей Миронов.

Участие в фильмах Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» стало для актера знаковым. После их выхода Андрею Миронову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Во время съемок последней картины итальянские актеры не уставали поражаться смелостью и бесстрашием Андрея. Все рискованные трюки он проделывал сам, снимался без каскадера. Комедийный талант Андрея Миронова нашел яркое выражение в фильме «Бриллиантовая рука». В комедии был занят знаменитый комик Юрий Никулин, любимец зрителей Анатолий Папанов, и каждый сыграл свою роль с блеском. Для Миронова этот фильм стал настоящим трамплином к успеху – ведь здесь он демонстрирует свой незаурядный певческий талант. Его песня «Остров невезения» мгновенно разлетелась по стране, став настоящим хитом. С тех пор актер очень часто исполняет песни в фильмах, где он снимается.

Соберите онлайн-пазл, и вы увидите кадр из фильма «Бриллиантовая рука».

Игра Миронова в отечественных мюзиклах была поистине непревзойденной. «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка» с начала своего появления на экране вошли в «золотой фонд» советского кинематографа. Отлично сыграл Миронов и в «Обыкновенном чуде», осчастливив зрителей очаровательной песенкой о бабочке и воробушке.

Предлагаем вам послушать куплеты Администратора из фильма «Обыкновенное чудо».

Дальше была роль харизматичного авантюриста Остапа Бендера в «Двенадцати стульях», участие в картинах «Будьте моим мужем» (Виктор, детский врач), «Мой друг Иван Лапшин» (писатель Ханин). И со всеми этими работами Андрей Александрович справляется блестяще. Критики особенно высоко отмечают его игру в фильме «Мой друг Иван Лапшин», по фрагментам этой картины студентов до сих пор обучают актерскому мастерству. Вокруг фильма Марка Захарова «12 стульев» всегда было немало споров. Он получил неоднозначные отзывы: Гайдай противопоставлял его своим «Двенадцати стульям», снятым пятью годами ранее, и называл его «уголовным преступлением, а Козаков – «музыкальным хулиганством». Снимать новую версию «Двенадцати стульев» всего через пять лет после знаменитой экранизации Леонида Гайдая было само по себе рисковой затеей. Однако Марк Захаров не собирался вступать в противостояние или предлагать альтернативное прочтение – он просто хотел создать абсолютно другое кино, и его музыкальный фильм действительно получился совсем не похожим на гайдаевскую версию. Тем не менее эти две комедии продолжают сравнивать и по сей день, называя и первый, и второй фильм попеременно то классическим прочтением, то полным провалом. Подходы режиссеров к работе были совершенно разными: Гайдай долго не мог определиться с исполнителями главных ролей, провел огромное количество проб, и уже в процессе съемок сменил несколько «Остапов»: Александр Белявский не смотрелся в паре с Сергеем Филипповым, а Владимир Высоцкий после утверждения на роль Бендера ушел в загул. Ситуацию спас Арчил Гомиашвили. В отличие от своего коллеги, Марк Захаров изначально знал, кого будет снимать в своем фильме: в роли Остапа Бендера он видел только Андрея Миронова, а в образе Кисы Воробьянинова – Анатолия Папанова, которых Гайдай, кстати, забраковал во время проб. Захаров объяснял: «Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая – на «Мосфильме». У меня – в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. А Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре». Для Любови Полищук эта роль стала первой, но благодаря столь яркому дебюту на нее обратили внимание другие режиссеры и начали ее приглашать в свои проекты. Но фильм, который принес ей популярность и стал трамплином в кинокарьере, сыграл роковую роль в ее судьбе. Говорят, что именно после травмы, полученной на съемках «Двенадцати стульев», у нее начались проблемы с позвоночником, которые привели к ее преждевременной гибели. Сам Захаров, как и родные актрисы, отрицал эту версию, считая, что причиной болезни стала автокатастрофа, в которую актриса попала в 2000 г., но многие ее знакомые утверждали: она повредила позвоночник во время съемок нескольких дублей эпизода танго с Мироновым, где герой «ронял» ее на пол. Песни сыграли в комедии Марка Захарова едва ли не самую главную роль – именно благодаря им фильм получился похожим на мюзикл. Идея сделать главного героя «Двенадцати стульев» поющим появилась еще у Леонида Гайдая, но тогда ее не одобрило руководство, и «Песенку Остапа Бендера» вырезали из фильма. А Захаров благодаря музыкальным способностям Андрея Миронова сделал это изюминкой своего фильма. Интересно то, что знаменитой песни «Белеет мой парус такой одинокий» изначально вообще не было, ее предложил автор текстов песен Юлий Ким, и она неожиданно стала сквозной темой фильма.

Марк Захаров рассказывал: «Андрей Миронов – феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима… Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким – Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите – я играю» … Я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника…».

Предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «12 стульев» с песней «Белеет мой парус, такой одинокий…».

Последней и легендарной сыгранной ролью в кино стал его мистер Фест в «Человеке с бульвара Капуцинов». Эта работа оказалась для актера особенной, несмотря на то, что он длительное время не соглашался на нее.  Режиссер Алла Сурикова сразу объявила о том, что мистер Фест был специально написан для Андрея Миронова, поэтому никого в этой роли она видеть не желает. Но актер из-за загруженности просто не мог ознакомиться со сценарием. Более полугода понадобилось для того, чтобы Андрей понял, Фест действительно был написан для него. Благодаря Миронову Суриковой удалось позвать в кинокартину многих артистов, которые до этого не соглашались на съемки. Она часто хитрила и говорила, что сам Миронов желал бы сыграть в паре. Так, например, на роль Черного Джека позвали Михаила Боярского. В то же время, Суриковой ради Миронова пришлось пойти на сюжетные изменения. Он не хотел, чтобы фильм закончился печально, и Фест кроме лучшего друга потерял бы еще и возлюбленную. Он считал, что главный герой вестерна не должен был остаться в одиночестве, поэтому Диана в конце все-таки вырывается от коварного пастора. Алла Сурикова вспоминала, что Андрей Миронов стал не просто актером киноленты, но и ее ассистентом. Он помогал буквально во всем. Очень расстраивался, если в своей игре замечал какие-то неточности и очень долгое время корил себя за это, хотя Сурикова успокаивала его и утверждала, что это именно режиссерская ошибка. 23 июня 1987 года состоялась премьера фильма. А спустя 2 месяца великий актер скончался, так и не придя в сознание.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл с афишей  из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Как мы знаем, Андрей Миронов был также известным театральным актером. В 1969 году театральный мир узнал о постановке в театре Сатиры знаменитого спектакля «Женитьба Фигаро» по пьесе   Бомарше.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Обложка книги Бомарше» и вы увидите, как называется это знаменитое произведение. Книгу можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

В спектакле «Женитьба Фигаро» были задействованы известные актеры. Но главная роль досталась Андрею Миронову. Долгие годы он работал в труппе с этим спектаклем, и 18 лет «Женитьба Фигаро» с неизменным успехом шла на сцене вплоть до смерти главного актера. Что тогда произошло? Театр отправился на гастроли в столицу Латвии, и 14 августа давали спектакль «Безумный день или Женитьба Фигаро». Все начиналось хорошо. Вся труппа вышла в полном составе на сцену. Самочувствие у Андрея было прекрасное и ничего не предвещало трагедии.  Графа в то время играл Александр Ширвиндт. История шла к знаменитой развязке: граф Альмавива уже встретился с женой, а слуга-пройдоха должен был объясняться. «Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но, то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…», — это были последние слова, которые Миронов произнес. После этих слов актеру стало плохо прямо на сцене. Его увели за кулисы и последнее, что он сказал: «Голова болит». В больницу его увезла скорая. Врачи до последнего боролись за жизнь актера. В Риге в те дни как раз проходил симпозиум нейрохирургов, поэтому в больничную палату к Миронову 14 августа приехало много специалистов. Все они старались спасти талантливого актера. Два дня врачи делали все, чтобы Андрей мог жить дальше. Но утром 16 августа произошло обширное кровоизлияние в мозг и Миронова не стало. Его неожиданный уход стал ударом для всех. Чтобы перевезти тело Андрея Миронова в Москву, власти республики предлагали организовать самолет. В него как раз должен был поместиться гроб, семья актера и труппа. Но Валентин Плучек отказался приостановить гастроли. Поэтому большая часть труппы так и не смогла присутствовать на похоронах. Кстати, в той же ситуации незадолго до этого оказался и сам Миронов, которого не отпустили, чтобы провести в последний путь Анатолия Папанова, умершего 5 августа 1987 г. Коллеги талантливого актера вынуждены были продолжить работу. На похороны Валентин Плучек отпустил только четверых: Александра Ширвиндта, Веру Васильеву, Татьяну Егорову и Михаила Державина. 20 августа 1987 года Андрея Миронова похоронили на Ваганьковском кладбище. Хоронили Андрея Александровича Миронова в костюме Фигаро.

Предлагаем вам посмотреть отрывок из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом.

Фильмы и спектакли Андрея Миронова, его песни принадлежат не только прошлому, но и будущему. Они постоянно востребованы новыми поколениями зрителей, родившимися уже после того, как сам актер ушел из жизни. Великий актер – это достояние любящей публики, «достояние республики». Если он был – это прекрасно. Добрая память замечательному актеру Андрей Миронову, прекрасно игравшему, родившемуся и умершему на Сцене! И, как сказал Александр Пушкин:

«Коль мысли мрачные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро»».

В заключение нашего мероприятия предлагаем вашему вниманию видеоролик «Андрей Миронов: жизнь, творчество, судьба».

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.