Добрый день, уважаемые читатели блога библиотеки имени В.Г. Белинского!
Родился Александр Сергеевич Грибоедов, по одним данным, в 1795 году, по другим – в 1790 году. Принято считать верной первую дату. Отец его был офицером, секунд-майором. Первоначальное образование будущий поэт и дипломат получил дома под руководством библиотекаря Московского университета, учёного-энциклопедиста Петрозилиуса. В 1806 году поступил на словесное отделение того же университета, которое окончил со званием кандидата. Александр Сергеевич был разносторонне одарённым человеком : он владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные; обладал музыкальным даром – известны два его записанных вальса. Незаписанных произведений было гораздо больше, да и записанные затерялись в потоке времени. Эти вальсы небольшие – всего по две страницы нотного текста, но очень мелодичные и запоминающиеся. Они узнаваемы теперь во всём мире, их исполняют почти в каждой музыкальной школе.
Его сестра Мария также получила «по наследству» музыкальный талант : она была превосходной пианисткой, и, кстати, среди своих современников была даже более известна, чем её впоследствии знаменитый брат. Со временем они поменялись местами, и сейчас мало кто про неё знает – только её коллеги-пианисты. Как говаривали древние римляне, — «Sic transit gloria mundi», что в переводе с латыни означает: «Так проходит мирская слава». Самое интересное в том, что этот афоризм не сработал в отношении её родного брата. Наоборот – его произведение «Горе от ума» разобрали на афоризмы, которые до сих пор мы все используем чуть ли не каждодневно – в устном либо в письменном виде! Его «глория» (слава) не прошла, осталась с ним навсегда…
Собрав онлайн-мозаику, вы увидите портрет Грибоедова кисти Ивана Николаевича Крамского
Итак, мы продолжаем наш час.
Во время Отечественной войны 1812 года А. С. Грибоедов добровольно вступил в гусарский полк. Но в боях ему участвовать не довелось.
В 1815 году перевёл пьесу французского драматурга Лессера «Семейная тайна», которую тут же поставил Малый театр. Он также писал полемические статьи, в том числе и о театре.
Забегая вперёд, скажу, что он написал ещё несколько пьес в стихах, просто комедия «Горе от ума» затмила их всех. Перечислю все его литературные произведения, раз уж я о них упомянула : пьесы «Молодые супруги» «Студент», отрывок из комедии «Своя семья, или Замужняя невеста», «Притворная неверность», «Проба интермедии», «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»; 20 стихотворений, путевые записки, состоящие из 18 глав, массу статей на общественно-политические и культурологические темы, переводы произведений европейских авторов.
В июне 1817 года, почти одновременно с Пушкиным и Кюхельбекером, Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Он был знаком со всеми видными писателями своего времени.
Жизнь Грибоедова резко изменилась после дуэли, в которой один из её участников, В. В. Шереметев, получил смертельное ранение. Потрясённый случившимся, Грибоедов принял предложенное ему место секретаря русской дипломатической миссии в Персии. Поговаривали, что приказ ехать работать в Тегеран (столицу Персии) был замаскированной ссылкой с целью отослать неугодного юношу подальше и чуть ли не на верную смерть (так оно, в общем-то, и получилось, как мы узнаем далее). Этот период жизни Грибоедов назвал «дипломатическим монастырём» — он там делал много набросков для своих пьес, большая часть которых и вошли в его, теперь уже бессмертную, комедию, которую и комедией назвать-то нельзя – я бы её назвала сатирической трагикомедией или трагифарсом
Эта пьеса была написана в начале 1829-х годов, а впервые поставлена в Петербурге и Москве только в 1831 году. Издали её впервые без цензурных купюр вначале за границей в 1858 году, а в России – в 1862-м.
Грибоедов много читал свою комедию в салонах, так что до постановки «свет» её знал, и успех она имела огромный.
Дипломатическая деятельность
Как дипломат Грибоедов проявил себя прекрасно в процессе заключения выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. За это он был щедро награждён и возведён в ранг полномочного министра-резидента России в Персии.
6 июня 1828 года Грибоедов снова отправился на Восток. Уезжал он с тяжёлыми предчувствиями, но надо было выполнить два ответственных поручения, предусмотренных мирным договором. По дороге он остановился в Тифлисе и женился на дочери грузинского поэта – Нине Александровне.
Два ответственных поручения в Персии – это взыскание контрибуции и отправка на родину подданных России которых по каким-то непонятным причинам насильственно притесняли и задерживали в Персии. Грибоедову было поручено в этом разобраться. Выполнить это поручение было очень трудно прежде всего потому, что озлобленных и фанатичных персов настраивали против России и, в частности, против Грибоедова лично, члены английской миссии.
Именно благодаря подстрекательству англосаксов в Тегеране в декабре 1829 года и произошло злодейское нападение фанатичной толпы на русскую миссию – все члены которой, кроме одного человека, были перебиты. Грибоедов мужественно защищался до последнего, — но что он мог сделать против огромной озлобленной толпы, настроенной англичанами против самого «русского духа» на Востоке. Силы были неравны. Тело Александра Сергеевича, великого русского поэта и драматурга, было так обезображено, что опознать его удалось толь по кисти левой руки, простреленной на дуэли с Якубовичем.
Пушкин сказал о смерти своего двойного тёзки следующие слова : «Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».
Краткий анализ комедии : её темы и персонажей.
Саму пьесу все, наверное, читали поэтому пересказывать её нет никакого смысла. Попробуем сейчас расставить некоторые акценты.
Есть ли антикрепостническая направленность в этом произведении? Конечно, есть. Об этом всегда надо говорить или, хотя бы, иметь это в виду. Мы знаем прекрасно, что давно прошли времена крепостного права, комедия до сих пор актуальна. Почему? Наверное, потому, что, быть может, изменились названия, а на самом деле в душах и взаимоотношениях людей мало что изменилось. Приведу пример. Вспомним 30-годы ХХ века : в российских деревнях людям не выдавали паспортов, и они вынуждены были пожизненно работать в колхозах за очень низкие зарплаты, не имея возможности выехать куда-либо. Чем не разновидность крепостного права? А в городах рабочие пожизненно трудились на заводах, так же привязанные к месту пропиской, не имея возможности поменять что-либо в своей жизни. Всё это – политика государства, и не нам её анализировать. Это – наша история…
Но вернёмся всё же к пьесе.
Александр Сергеевич Грибоедов создал вечные образы, которые отражают и современных нам скалозубов, фамусовых, молчалиных. Ведь и сегодня вокруг нас полно таких персонажей, как плутоватый Загорецкий, расчётливая и невежественная Софочка (София по пьесе), шумный сплетник Репетилов. Осталось и процветает такое общественное явление, как карьеризм – сегодня это называется словом «успешность» с позитивным оттенком – а что? Чем не вечная тема?
Да и Чацкий, этот молодой критик первой четверти 19-го века, всё-таки принадлежит не только своему времени – слава Богу, критиканов и крикунов хватало во все времена, а в наше время, так особенно часто :критикуют все, кому не лень и всех подряд. Правда, попадается и конструктивная критика. Во все времена человеку хочется чего-то лучшего, чем у него есть. Имеет место быть и тема отцов и детей – и не только в известном произведении Ивана Тургенева, а и во всех произведениях русской классики, — так или иначе.
Главный конфликт комедии – между Чацким и Фамусовым – не в споре ума и глупости, а в разных взглядах на жизнь вообще. Это – скорее нравственный конфликт.
Великий русский писатель Иван Гончаров написал :«Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим» (статья «Мильон терзаний»).
Особый дар драматурга заключается в умении создать такие образы, чтобы актёры могли во всей полноте проявить свои таланты, независимо от эпох, политических режимов, общественных ситуаций в стране и в отдельно взятом городе, где есть театры.
Вот потому-то комедия «Горе от ума» уже два века не сходит с российской сцены. В ней есть всё и на все времена.
Фразы из комедии, которые действительно стали крылатыми…
А судьи кто? (Это начало монолога Чацкого, в котором
выражен весь смысл, вся суть комедии, я бы даже сказала – трагикомедии).
Времён очаковских и покоренья Крыма (по поводу Крыма звучит очень современно –
не правда ли?
Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?
Смешенье языков : французского с нижегородским.
Счастливые часов не наблюдают.
Ведь злые языки страшнее пистолета.
Шумим, братец, шумим!
Чуть свет – уж на ногах – и я у Ваших ног!
Смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно.
Ах, как скоро ночь минула!
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь!
Друг! Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!
Монашеским известен поведеньем (Фамусов о себе, любимом — ха-ха!)…
Ах, матушка! Не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара! (Фамусов –дочери).
Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой! (Он же, Молчалину).
Вот, например, полковник Скалозуб : и золотой мешок, и метит в генералы.
Он слова умного не выговорил сроду, — мне всё равно, что за него, что в воду
(Софья о Скалозубе).
Но, будь военный, будь он статский, кто так чувствителен, и весел, и остёр, как
Александр Андреич Чацкий (Лиза).
Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко? (Софья).
Кого люблю я, не таков : Молчалин за других себя забыть готов.
Блажен, кто верует : тепло ему на свете!
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? (Софья — Чацкому)
Где нас нет (Чацкий – Софье).
… в ком не сыщешь пятен? Когда ж пространствуешь, воротишься домой, — и дым Отечества нам сладок и приятен!
… и нынче так же, как издревле, — хлопочут набирать учителей полки —
числом поболее, ценою подешевле.
А, впрочем, он дойдёт до степеней известных : ведь нынче любят бессловесных
(Чацкий о Молчалине).
Три года не писал двух слов! И грянул вдруг, как с облаков (Ф. – Чацкому).
Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом! (Фамусов).
… достань-ка календарь; читай не так,
как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой (Фамусов – Молчалину).
А дядя? Что твой князь, что граф! Сурьёзный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб…
Служить бы рад – прислуживаться тошно! (Это уж точно Чацкий!).
И точно : начал свет глупеть; сказать вы можете, вздохнувши — как посравнить да
посмотреть век нынешний и век минувший?
Свежо предание, а верится с трудом…
Он служит делу, а не лицам…
Ах, тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, — ну как не порадеть родному
человечку?
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил…
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Мне только бы досталось в генералы
(Скалозуб, мечтательно).
В Москве ведь нет невестам перевода; чего? Плодятся год от года;
А, батюшка, признаться, что едва где сыщется столица, как Москва!
Дистанции огромного размера (Скалозуб).
Вот, например, у нас уж исстари ведётся, что по отцу и сыну честь…
Возьмите вы от головы до пяток : на всех московских есть особый отпечаток.
К военным людям так и льнут, а потому что патриотки (Ф. о московских дамочках).
Дома новы, а предрассудки стары —
порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары (Чацкий – Фамусову о
старшем поколении).
Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
Уж коли зло пресечь : забрать все книги бы да сжечь! (Фамусов).
Ох, басни, смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами! Кто что ни говори : хотя животные, а всё-таки цари!
Уж чужих имений мне не знать (сплетница Хлёстова).
Французик из Бордо (Чацкий про всех
гувернёров в поместьях, бывших солдат наполеоновской армии). …чтоб истребил Господь
нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья… (Чацкий критикует бездумное подражание всему французскому
и вообще – всему западно-европейскому, то бишь заграничному).
Ах! Если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять
премудрого у них незнанья иноземцев.
… мильон терзаний груди от дружеских
тисков. Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, а пуще голове от всяких
пустяков (Чацкий, устав от светских глупых разговорчиков).
Я вас обрадую : всеобщая молва, что есть проект насчёт
лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему : раз, два; а книги
сохранят так : для больших оказий (Скалозуб выдумывает очередную сплетню).
Послушай, ври, да знай же меру!Поверили, глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют, — и вот общественное
мненье! (Восклицает Чацкий, когда услышал, что его обозвали сумасшедшим).
Мне завещал отец :
во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить.
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалины блаженствуют на свете (Чацкий о М.).
Из финального монолога Чацкого
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко! Пред кем я давеча так страстно и так низко был расточитель нежных слов!
Вон из Москвы!
Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!
Карету мне карету!
Краткая, но чуть более подробная характеристика образов двух главных героев
Я обещала более подробно разобрать образ Молчалина. Да, мне этот персонаж представляется самым сложным и самым таинственным из всех. Его таинственность в том, что он постоянно молчит. Значит, мы можем фантазировать по поводу его душевных качеств как нам будет угодно. Мне сейчас угодно отнестись к нему максимально толерантно и проанализировать, как он дошёл до жизни такой (кстати, не такой уж плохой жизни). Давайте попробуем найти в Молчалине положительные качества. Я их уже нашла. Я буду действовать по формуле, принятой у юристов. Она гласит : «Всё можно доказать и всё можно опровергнуть». Когда адвокаты готовятся к слушанию дела, она выискивают положительные стороны характера своего подзащитного с тем, чтобы ему дали меньший срок. А прокурор действует наоборот – его задача дать подозреваемому наибольший срок.
До сих пор в литературоведческой практике все действовали по-прокурорски, шаблонно и примитивно – Молчалин карьерист, подхалим и т.д. (см. выше). Никто не спрашивал себя : «А почему он такой?». Попробуем разобраться… Я буду задавать вопросы и сама на них отвечать, это и будет анализом персонажа.
По тексту видно, что Молчалин живёт в доме Фамусова, богатого и влиятельного помещика. Почему он там живёт? Потому что ему больше негде, у него нет своего дома. Почему у него нет своего дома? Потому что он — приезжий. По-современному – лимита. Зачем он приехал в Москву? А зачем туда едут все остальные? Чтобы «покорять Москву». Этот поток не прекращается по сей день. Москва, как выясняется, «резиновая». (В этом –связь с современностью).
Предположим три варианта по поводу семьи Молчалина. 1-й – он круглый сирота. 2-й – он полусирота, т.е. жив(а) кто-то из родителей. 3-й – родители живы, но бедны и больны, помочь ему не могут. В том захолустье работы нет. Что делать? Уезжать, зарабатывать и высылать деньги родителям. Если Молчалин смог устроиться работать секретарём у Фамусова (возможно, Фамусов держит нотариальную контору и обучает своего секретаря тонкостям работы), и тот его назвал толковым малым, значит Молчалин хорошо знает русский язык, пишет и составляет деловые бумаги в соответствии с правилами русского языка и права. Каких трудов и упорства Молчалину стоило научиться грамоте, мы можем только догадываться : он учился для того, чтобы работать. Где учился, за какие деньги или был принят в гимназию на «казённый кошт»? Мы этого не знаем. В комедии не было никаких подробных биографий. Далее. Я могу предположить, что он упорно вырабатывал красивый каллиграфический почерк – я на этом задерживаю ваше внимание. В те времена, когда не было пишущих машинок и ксерокса, каллиграфический почерк у мужчин-разночинцев и обедневших дворян был стопроцентным залогом хорошей карьеры, потому что было необходимо копировать массу справок, заявлений, купчих (свидетельств на право владения имуществом), свидетельств о рождении и прочих важных документов. С большой долей вероятности можно предположить, что Молчалин обладал этим бесценным достоинством (красивым почерком), которому он был обязан своим упорным трудом. До сих пор в его поведении я не увидела ничего плохого, а даже наоборот. Давайте перечислим его положительные качества:
Упорен, целеустремлён, честолюбив, трудолюбив, любит своих родителей (отсылает им деньги), знает хорошо правила русского языка, не пьёт, не курит, экономен, выдержан (лишнего не сболтнёт, поэтому он назван Молчалиным), исполнителен, пунктуален. В том случае, если он – сирота – откладывает деньги в банк (основной капитал не трогает, живёт на проценты), лелеет мечту о своём деле, о своём доме, о своей семье и детях.
Посмотрите, сколько в нём положительных качеств! Разве все эти качества помешают нынешним молодым людям в жизни? Наоборот, помогут (тем более в условиях жёсткого капитализма!). Разве такого человека можно назвать глупым? Нет! Он умён по-своему, в житейском смысле слова. Он приехал из провинции и нашёл хорошую работу. Заметьте, сам устроился в жизни, родители ему ни копейкой не помогли (не смогли).
То, что он молчит и всем угождает – это от безденежья и от бездомности. Он попал в зависимое положение, за которое он должен цепляться зубами, руками и ногами – что он и делает. Разумеется, ему не нравится собственная зависимость, он вынужден быть таким, каким его изобразил поэт. Да, он хочет жениться на Софье, чтобы укрепиться в жизни и, возможно, унаследовать дело, которому он сейчас служит и будет служить до отставки, до которой ещё далеко. Хорошо Чацкому – его родители отправили за границу учиться, заплатили за его учение, он богат, живёт в Москве, унаследует дом, семейный капитал и т.д. Его можно смело назвать «мажором», на современный лад. Чацкий может себе позволить покритиковать тех или иных людей, а Молчалин не может, хотя видит всё не хуже других. И про него никто не распространяет слухов, что он – «сумасшедший». Оказывается, выгодно помалкивать – что Молчалин и делает с успехом. Успех его увенчался ещё и тем, что София в неговлюблена. Ещё чуть-чуть — и мечта Молчалина о своём деле, доме исемьеосуществится.
А что же Чацкий, какие у него перспективы? Туманны… Ясно одно – туда «он больше не ездок» — и этим всё сказано. Возможно, он снова поедет за границу — «проветриться»; возможно, будет служить : по утрам ходить в «присутствие», а вечером возвращаться в родительский дом. Если разорится – женится на богатой и нелюбимой женщине, т.е. превратится в постаревшего Молчалина.
Фантазировать можно бесконечно, но на этом мы прервёмся, потому что время… Хорошо я вас запутала? Классика тем и хороша, что даёт волю фантазии, каждый по-своему воспринимает текст. Я изложила вам свою версию беспристрастного анализ, а вы, когда будете писать сочинения, излагайте свою.
А кто же, вы спросите у меня, положительный герой комедии «Горе от ума»? По мнению А.С. Пушкина, его-таки нет!
Ну, а вы продолжайте анализировать текст по-своему.
Итак, кто лучше — Чацкий или Молчалин, — думайте сами, выбор за вами!
Собрав паззл, вы увидите обложку книги Грибоедова, которую можно взять в нашей библиотеке:
Александр Грибоедов — жизнь и творчество:
Спасибо за внимание!
Мирзоянц Н.Х.