Литературная программа, посвященная 55-летию со дня вручения М.А. Шолохову Нобелевской премии «В гостях у нобелевских лауреатов»

Здравствуйте, дорогие друзья! Последнее в этом году заседание клуба «Эхо» вновь проходит в онлайн-режиме. Наше мероприятие «В гостях у Нобелевских лауреатов» посвящено 55-летию со дня вручения М.А. Шолохову Нобелевской премии. Но перед тем, как вспомнить об этом знаменательном событии, давайте немного поговорим о самой Нобелевской премии и о ее учредителе — Альфреде Нобеле. Нобелевская премия – детище шведского ученого, изобретателя и предпринимателя Альфреда Нобеля (1833-1896). В своем завещании от 27 ноября 1895 года он направил значительную часть своего состояния на создание фонда, средства из которого должны присуждаться тем, кто в течение минувшего года внес особый вклад в физику, химию, физиологию и медицину, литературу и защиту мира. При этом Нобель настаивал, чтобы эта награда вручалась выдающимся ученым, литераторам и общественным деятелям, независимо от страны их происхождения. В настоящее время Нобелевская премия — одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

Альфред Нобель (полное имя – Альфред Бернхард Нобель) – известный шведский химик, изобретатель и инженер. Одним из главных его изобретений стал динамит, который позволил Альфреду заработать громадное состояние. В1888 году один французский репортер опубликовал в газете новость о смерти Альфреда Нобеля по ошибке. На самом деле, в этот год умер один из его братьев – Людвиг. Увидев статью в газете про себя, как писали о нем журналисты – «миллионер на крови», «динамитный король», «торговец смертью», — Альфред был сильно впечатлен. Он был пацифистом по своей натуре и не хотел оставаться в памяти человечества злодеем мирового масштаба. Именно поэтому 27 ноября 1895 года он написал свое завещание:

“Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю моё завещание по поводу имущества, нажитого мною… Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая – в области химии, третья – в области физиологии или медицины, четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности. …Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет”.

Традиционно церемония чествования нобелевских лауреатов проходит десятого декабря в день смерти Альфреда Нобеля. В Концертном зале Стокгольма награждаются лауреаты в области физики, химии, медицины, литературы и экономики. На этом мероприятии его величество король Швеции вручает каждому лауреату диплом, медаль и документ, подтверждающий получение денежной премии. Нобелевская премия мира вручается в тот же день в ратуше Осло представителем норвежского нобелевского комитета в присутствии короля Норвегии. Среди лауреатов Нобелевских премий, вручаемых с 1901 года, около тридцати выходцев из СССР и России, получивших премии в различных областях науки и культуры: физике, литературе, физиологии и медицине.

Предлагаем вам разгадать кроссворд «Российские лауреаты Нобелевской премии

Если вы хотите узнать больше, предлагаем вам прочитать книги, имеющиеся в библиотеке имени В.Г. Белинского. И начнем мы с книги Орландо де Руддера «Альфред Нобель».

Руддер О. Альфред Нобель /Орландо де Руддер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 320 с. – Текст: непосредственный

Мы знаем Альфреда Нобеля, прежде всего, как основателя знаменитой премии, и мало кому известно, что именно он изобрел динамит. Нобель был могущественным бизнесменом, а его изобретение оказало огромное влияние на развитие мировой промышленности. Нобель был поистине загадочным человеком: несмотря на свою замкнутость и любовь к одиночеству, ему удавалось быть в самом центре жизни 2-ой половины XIX века. Во Франции Нобеля обвинили в шпионаже, в Англии — в изготовлении подделок… Нобель был гениальным инженером; кроме того, он обожал орхидеи и был без ума от быстрой езды. В этой книге читатель найдет рассказ о захватывающих событиях, которыми была насыщена жизнь Нобеля, жизнь действительно неординарная, ибо даже после его смерти душеприказчикам пришлось немало сделать, чтобы Нобелевская премия была основана.

Следующая книга, которую мы хотим предложить вашему вниманию, посвящена Нобелевским лауреатам и величайшим достижениям в науке, технике и литературе за прошедшее столетие. 

Мусский С.А. 100 великих Нобелевских лауреатов /С.А. Мусский. – Москва: Вече, 2003. – 480 с. – Текст: непосредственный

Эта увлекательная книга из серии «100 великих» рассказывается о лауреатах Нобелевской премии и об их открытиях, величайших достижениях эпохи человечества за прошедшее столетие, среди которых Бунин и Хемингуэй, Шолохов и Маркес, Рентген и Эйнштейн, Павлов и Флеминг, Резерфорд и Кюри, Нансен и мать Тереза. В книге С.А. Мусского «100 великих Нобелевских лауреатов» представлены самые яркие лауреаты Нобелевской премии XX века. Данная книга состоит из нескольких блоков:
— премия по литературе (Сенкевич, Киплинг, Метерлинк, Томас Манн, Бунин, Пастернак, Бродский, Неруда и др.)
— премия мира (Рузвельт, Нансен, мать Тереза, Горбачев и др.)
— премия по физике (Кюри, Томсон, Эйнштейн, де Бройль, Борн, Прохоров, Капица, Алферов и др.)
— премия по физиологии и медицине (Павлов, Мечников, Кох, Лоренц и др.)
— премия по химии (Фишер, Резерфорд, Штаудингер, Пригожин и др.)
— премия о экономике (Самуэльсон, Кузнец, фон Хайек, Фридман и др.)
В конце книги приводится список нобелевских лауреатов в 1901-2002 гг., разбитый по уже указанным блокам. Обо всём этом и не только в книге «100 великих Нобелевских лауреатов»

Предлагаем вам собрать паззл

К сожалению, из-за влияния политической конъюнктуры и культурно-эстетических стереотипов, среди лауреатов очень мало выдающихся советских и российских писателей и ученых. Однако при всех недостатках Нобелевская премия остается самой престижной в мире. В завещании Альфреда Нобеля премия за создание наиболее выдающегося литературного произведения в ряду пяти премий была упомянута четвертой. Завещание огласили в 1897 году, а первым лауреатом в этой номинации в 1901 г стал француз Сюлли-Прюдом. Через 32 года такой чести удостоился и выходец из России. Перелистаем историю вручения престижной мировой награды русским писателям и поэтам. Так кто же они, русские нобелевские лауреаты по литературе?
За все время существования награды ею были отмечены шесть русскоязычных авторов: Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский и Светлана Алексиевич. Последняя — представительница Белоруссии, удостоенная премии в 2015 году. Среди пяти других литераторов только четверо фактически получили Нобелевскую премию, поскольку под давлением советской власти Пастернак был вынужден отказаться от нее. Двое авторов находились в эмиграции: Иван Бунин жил во Франции, Иосиф Бродский — в США. В 1933 году Нобелевская премия по литературе была присуждена Ивану Бунину за книгу «Жизнь Арсеньева» с формулировкой «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Иван Алексеевич Бунин — эстетически тонкий и талантливый российский литератор, уроженец города Воронеж, начинал литературную деятельность с поэзии. В 1887 году опубликовал свое первое стихотворение, в 1902 году был удостоен Пушкинской премии за книгу «Листопад». В 1909 снова стал лауреатом престижной российской премии. Не принял перемены, которые произошли в России после октября 1917 года, и эмигрировал во Францию. Тяжело переживал разлуку с родиной, и первые годы жизни в Париже практически не писал. В 1923 году Ромен Роллан предложил Нобелевскому комитету кандидатуру эмигранта из России на получение Нобелевской премии, но награда досталась шотландскому поэту. Но через 10 лет, в 1933 году русский писатель-эмигрант вошел в список литературных деятелей, став первым российским писателем, получившим Нобелевскую премию. Иван Бунин получил 170 331 шведских крон, и по возвращении из Швеции в Париж, начал устраивать званые обеды, без счета раздавал деньги русским эмигрантам, жертвовал различным эмигрантским организациям и союзам. После ввязался в финансовую аферу, потеряв оставшиеся деньги.

Вторую Нобелевскую премию по литературе получил Борис Пастернак в 1958 году «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Борис Пастернак воспитывался в интеллигентной, творческой семье. Отец его был талантливым художником, за что был удостоен звания академика Петербуржской академии художеств, а мать поэта была пианисткой. В 23 года одаренный юноша уже опубликовал свои первые стихи, а в 1916 г вышел первый сборник его произведений. После революции семья поэта уехала в Берлин, а он остался жить и работать в СССР. В конце 20-х – начале 30-х годов его называли лучшим поэтом Советского государства, и он принимает активное участие в литературной жизни страны. В 1955 году свет увидело одно из лучших произведений Пастернака «Доктор Живаго». 23 октября 1958 года постоянный секретарь Академии Андерс Эстерлинг объявил о присуждении Пастернаку премии по литературе — «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». В этот же день писатель посылает в Нобелевский комитет телеграмму: «Благодарен, рад, горд, смущен». Евгений Пастернак, сын поэта, вспоминал: «Вечером того дня, когда в Москве стало известно, что отцу присудили Нобелевскую премию, мы радовались, что все неприятности позади, что получение премии означает поездку в Стокгольм и выступление с речью. Как это было бы красиво и содержательно сказано! Победа казалась нам такой полной и прекрасной. Но вышедшими на следующее же утро газетами наши мечты были посрамлены и растоптаны. Было стыдно и гадко на душе».
Неделю спустя Пастернак был вынужден отправить телеграмму с отказом от Нобелевской премии: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я вынужден отказаться от незаслуженной премии, пожалуйста, не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Ответ поступил в тот же день: «Шведская академия получила ваш отказ с глубоким сожалением, симпатией и уважением». Андерс Эстерлинг заявил: «Пастернак может отказаться от премии, но честь этого отличия остается за ним. Он имел полное право отказаться от Нобелевской премии, которая возложила на него такую тяжелую ответственность». Повторно Нобелевская премия по литературе в 1958 году не вручалась. В 1988 году «Доктор Живаго» был опубликован в журнале «Новый мир». Признание романа на родине позволило Нобелевскому комитету считать отказ Бориса Пастернака от премии вынужденным и недействительным. До конца жизни Пастернак премию так и не получил. Летом 1988 года диплом Нобелевской премии Бориса Пастернака был отправлен в Москву, а медаль лауреата передана членам его семьи на торжественном приеме в 1989 году.  В этом же году в школьной программе советских школ появились произведения Пастернака. В 1965 году Нобелевская была вручена донскому писателю М.А. Шолохову.

Станица Вешенская знаменита тем, что здесь в 1905 г родился легендарный казачий писатель Михаил Шолохов, который и прославил ее на весь мир. Будучи мальчиком, выучился грамоте, но война и революционные события прервали образование юноши. В 1922 году его чуть не расстреляли по приговору революционного трибунала за превышение полномочий. Но отец выкупил сына, и отправил в Москву. В 1923 г начинает печатать свои первые произведения, а в 1940 выходит его самое знаменитое и читаемое произведение «Тихий Дон». До 1965-го Михаил Шолохов был номинирован на премию 12 раз: в 1947-1950 годах, в 1955-1956 годах, в 1958-м, а также в 1961-1965 годах. Одно это свидетельствует о том, что академики внимательно рассматривали кандидатуру советского писателя, но вовсе не только это. Достаточно сказать, что в 1948-м его выдвигал сам Нобелевский комитет, а за год до этого по заказу Шведской Академии литературовед Антон Карлгрен написал 136-страничный (!) доклад об авторе «Тихого Дона» — он до сих пор хранится в «деле Шолохова» в нобелевском архиве. С середины 1950-х годов в борьбу за премию для Шолохова включилось советское правительство (до этого Союз писателей и Академия наук СССР не выдвигали своих кандидатов на «западную» премию). Безусловно, повлиял на решение Шведской академии и Нобелевский лауреат 1964 года — Жан-Поль Сартр. Как известно, он отказался от премии, в том числе и из-за того, что Нобелевский комитет игнорирует советскую литературу и Шолохова, в частности. Сартр не знал, что в 1964-м имена авторов «Тошноты» и «Тихого Дона» не просто были вместе в шорт-листе Нобелевской академии, но и шли прямо друг за другом. Уже в 1964 году Шолохов считался основным претендентом на премию после Сартра — и логично, что в 1965-м он стал фаворитом. В 1964 г Жан-Поль Сартр совершил высокий жест, и отказался от премии, заявив, что ее присуждают только западным литераторам, игнорируя великих мастеров слова из Советской России. На следующий год члены Королевского комитета единогласно проголосовали за Михаила Шолохова. Михаил Шолохов две советские премии пожертвовал государству. Высшую в СССР, Сталинскую премию в 1941 г он перечислил в фонд обороны, а Ленинскую премию пожертвовал на восстановление родной школы. На средства высшей литературной награды мира писатель показал своим детям мир. На машине они исколесили всю Европу, а потом посетил с детьми Японию.

10 декабря 2020 года исполняется 55 лет со дня вручения М.А. Шолохову Нобелевской премии по литературе в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее, отразившей исторический этап жизни русского народа. Как известно, решение Шведской Королевской Академии наук по этому вопросу состоялось 18 октября 1965 года, и средства массовой информации тут же распространили новость по всем континентам. В тот же день писатель отправил телеграмму в адрес Шведской Академии: «Сердечно благодарю за высокую оценку моего литературного творчества и присуждение Нобелевской премии. Также с благодарностью принимаю ваше любезное приглашение прибыть в Стокгольм на нобелевский праздник. М. Шолохов». Интерес к нобелевским торжествам в мире был огромен. Торжественный акт вручения нобелевских премий в Большом Концертном зале Стокгольмской Ратуши начался в 16 час. 20 мин. Телевизионная трансляция велась на 13 стран Европы, работали несколько операторов-документалистов и среди них Леон Борисович Мазрухо, известный ростовский кинооператор, который ранее уже снимал М.А. Шолохова для документального фильма. В его задачу входила съемка репортажа о мероприятии. В музее-заповеднике М.А. Шолохова хранятся многие предметы, связанные с этим знаменательным событием. Среди них – снимок, сделанный донским кинооператором и режиссером Леоном Борисовичем Мазрухо.

На снимке Михаил Александрович в Золотом зале Стокгольмской ратуши перед началом вручения Нобелевской премии. На нем элегантный черный фрак и белоснежная рубашка. Фотография кажется «живой»: подсознательно ждешь того момента, когда Михаил Александрович поправит воротник рубашки, докурит сигарету, рассмотрит фотографии, размещенные на стене, и пойдет получать заслуженную награду. Хочется сказать несколько слов о Леоне Борисовиче Мазрухо (1908-1979), который в качестве фотокорреспондента был с писателем во время поездки в Швецию. Михаил Александрович лично подбирал людей, которые будут сопровождать его в пути, и Мазрухо попал в состав делегации не случайно. Председатель правления Донского союза кинематографистов Александр Обертынский вспоминает: «Когда Шолохов летел на вручение Нобелевской премии, он сказал: мне не нужны никакие другие операторы, только Мазрухо!». Леон Борисович вспоминал: «Я снимаю и стараюсь через длиннофокусный объектив (он сейчас работает как бинокль) разыскать Михаила Александровича Шолохова. Ага, вот он… Фрак на нем сидит, будто он всю жизнь только и делает, что носит фрак, как влитой, будто не его я недавно видел в Казахстане в сапогах, в простой солдатской стеганке, подпоясанным охотничьим патронташем». Леон Мазрухо неоднократно встречался с Шолоховым не только в официальной обстановке, но и в быту, на отдыхе, хорошо знал писателя. Благодаря мастерству фотохудожника зритель переживает эффект присутствия, образ великого писателя становится нам ближе.

При прогулках по улицам Ростова на многих зданиях можно увидеть мемориальные таблички. Мемориальная табличка, установленная возле «Дома Кино» на улице Пушкинской, гласит «В этом доме с 1975 по 1979 год жил и работал лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, кинорежиссер Мазрухо Леон Борисович». Рядом с надписью барельеф: на прохожих смотрит зрелый мужчина с высоким лбом и грустным сосредоточенным взглядом. Памятная доска на «Доме Кино» появилась в 1985 году. А в 2014 неподалеку на бульваре поставили мемориальный знак фронтовым кинооператорам, где в числе прочих упоминается и фамилия Мазрухо.

Предлагаем вашему вниманию книгу Романа Розенблита «Радуга черно-белого кино», одна из глав которой посвящена дружбе М.А. Шолохова и Л.Б. Мазрухо

Розенблит Р.А. Радуга черно-белого кино : Книга воспоминаний и памяти /Роман Розенблит. – Ростов-на-Дону: Нюанс, 2007. – 192 с. – Текст: непосредственный

Роман Александрович Розенблит собрал под одной обложкой очерки, в которых поведал свои впечатления от встреч и общения с сотрудниками Ростовской киностудии.  Каждая глава посвящена одному режиссеру или оператору, реже — сразу двум-трем; в конце есть глава о театральных деятелях — Николае Евгеньевиче Сорокине, Михаиле Бушнове, Игоре Богодухе и коротенькие рассказы — «Пространство вымысла». Книга окрашена «личностной интонацией» и повествует о тех, о ком хотелось рассказать автору. Несколько слов об авторе книги. Кинодокументалист Роман Александрович Розенблит — личность харизматическая. Человеческий масштаб, неподражаемое чувство юмора, подкрепленное и облагороженное интеллектом и недюжинной эрудицией, делало его желанным собеседником, неизменным ведущим всех кинематографических капустников и юбилеев, героем творческих встреч. Романа Александровича всегда отличало умение найти точные, искренние, единственно верные слова, обращенные как к своим сверстникам, так и к совсем юным, не так просто пускающим в себя сердцам. И это всегда урок — урок мудрости, нравственности, человечности. Журналист, руководитель эстрадного коллектива, метод работник, заведующий отделом, ответственный секретарь, редактор, главный редактор, кинорежиссер высшей категории — ступени восхождения к профессионализму.  С 1962 по 1968 года Роман Александрович работал в редакции газеты «Комсомолец», и пройдя путь от корреспондента до ответственного секретаря, наконец, в 1968 году пришел в Ростовскую киностудию. Для Розенблита Киностудия, на которой он трудился 35 лет, не только любимое дело — это его творческая и человеческая жизнь. Здесь им создано более 40 документальных фильмов. Особое место среди них занимает документальный фильм «Хождение по квадратному кругу», посвященный М.А. Шолохову.

Уроженец Кисловодска А.И. Солженицын прославился не только литературными произведениями, но и острыми публицистическими статьями по истории России.

Уже в школе проявился бунтарский характер, когда Александр, несмотря на насмешки сверстников, носил крестик и не желал вступать в пионеры. Под давлением советской школы принял марксистско-ленинскую идеологию, стал членом ВЛКСМ и вел активную общественную работу. Еще до войны увлекся историей, и начал литературную деятельность. Героически воевал, и был награжден высшими орденами и боевыми медалями. После войны начал критиковать советский строй, а в 1970 стал лауреатом Нобелевской премии. После публикации резонансного произведения «Архипелаг ГУЛаг», Солженицын в 1974 году был лишен гражданства и принудительно выдворен из СССР. Лишь в 1990 писатель сможет восстановить своё гражданство. Александр Солженицын получил премию только после того, как был выдворен из СССР. На эти деньги он приобрел домик в американском штате Вермонт. Это было даже два дома, один из которых писатель использовал только для работы.

Русский прозаик и поэт Иосиф Бродский получал в 1987 г Нобелевскую премию уже как гражданин Соединенных Штатов Америки, ведь с формулировкой «за тунеядство» его выдворили из СССР. Родился Иосиф в Ленинграде, и детство пришлось на военные годы. Вместе с матерью они пережили блокадную зиму 1941-1942 годов, а после были эвакуированы в Череповец. Мечтал стать подводником, врачом, работал в геологических экспедициях, а в начале 60-х годов прославился как поэт. Начинающий поэт нигде не работал, и против него неоднократно заводились дела за тунеядство. Подрабатывая переводчиком, ему удавалось на время смирить прыть властей, но в итоге в 1972 году Бродский уезжает из СССР. Премию ему вручали в ноябре 1987 году как русскому литератору с паспортом США. Иосиф Бродский на полученную премию открыл в районе Манхеттен ресторан с поэтическим названием «Русский самовар», ставший своеобразным центром русской культуры. Работает ресторан в Нью-Йорке и сейчас.

А сейчас участник клуба «Эхо» Куншенко И.А. сделает сообщение, посвященное творчеству Ольги Токарчук, лауреата Нобелевской премии по литературе 2018 года «Путь Людей книги» Ольги Токарчук: с чего начинается дорога к Нобелевской премии».

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2018 года Ольга Токарчук

Сюжет книги «Путь Людей книги» практически фэнтезийный. Легенда гласит, что после сотворения мира первому человеку была дана Книга, в которой Бог записал «свое совершенство, свою безначальность и свою бесконечность». Книга эта много веков передавалась из рук в руки, пока не попала на сохранение в один монастырь. Ныне помнят о ней немногие, и эти немногие создали некое почти тайное общество, в котором говорят о Книге и пытаются ее постичь, хоть никогда ее не видели и не читали. И вот в руки главы этого общества попадает карта, на которой нанесено местоположение того самого монастыря. Он, собственно, собирает экспедицию для того, чтобы Книгу добыть и явить миру. Возможно, в ней сокрыты секреты бессмертия и всякого такого. И вот путешественники отправляются в путь. Все с самого начала идет не так, как должно. Одни так и не присоединяются к экспедиции. Другие попадают в ее состав случайно. Третьи откалываются по пути. Странствие в поисках вожделенного сокровища – сюжет в мировой литературе (и в ее развлекательном изводе, и в изводе, который принято называть серьезным и философском) известный и многократно разработанный. Прибавьте к этому, что место и время действия четко обозначено: Франция и Испания, конец XVII века. Для большей детализации на заднем фоне происходят очередные гонения на гугенотов. Ну, и последняя любопытная деталь: это первый роман Ольги Токарчук, лауреата Нобелевской премии по литературе 2018-ого года, хотя объявили об этом награждении по ряду причин только в 2019-ом. Все это в некотором смысле обманка. Вы ждете мистики, ужасов и всяческой фэнтези? Ну, будет тут несколько фантастических существ. Не более того. Зато найдете много разговоров и размышлений на оккультные и эзотерические темы. Правда, для человека XVII века все эти алхимические штудии ничем не отличались от научных, в современном смысле этого слова. Давайте не забывать, что даже великий рационалист Рене Декарт доказывал всему свету, что нашел в человеке орган, в котором помещается душа. Вы ждете захватывающих приключений? Но нет, будет тут в основном только дорожная рутина. Никаких, понимаешь ли, разбойников, диких зверей и прочих радостей жизни. Тогда, может быть, это исторический роман, стремящейся к максимально реалистичному изображения отдельно взятой эпохи? И этого тоже в «Пути Людей Книги» очень немного. Да, есть некоторое количество всяких бытовых примет того времени. Но, по большей части, Ольгу Токарчук увлекает не внешняя жизнь ее персонажей (кто во что одет, кто что ест и так далее), а жизнь внутренняя (о чем они думают, чего хотят от жизни, в чем видят смысл своего существования). В общем, если вы решили, прочтя аннотацию, что вас ждут приключения тела, то ошиблись. «Путь Людей Книги» про приключения духа. И ждет вас множество символов, лаконичный, но образный язык, а также множество метких и емких замечаний по самым разным поводам. И да, если уж говорить о том, как обманчива эта книга, то, понятное дело, что далеко не за нее дали Ольги Токарчук Нобелевскую премию. За прошедшую после публикации «Пути Людей Книги» четверть века писательница много чего успела сочинить, понятно же, что это был просто ее старт. Да, любопытный. Да, привлекающий внимание. Но, конечно, далеко не такой зрелый и не такой оригинальный, чтобы поразить шведских академиков. Безусловно, «Путь Людей Книги» – аллегорическое произведение. Путешествие за Книгой – это явно человеческая жизнь. То, как по-разному персонажи понимают природу Книги, намекает нам на то, как по-разному мы сами понимаем смысл своей жизни. Судьбы персонажей являют собой примеры того, как люди реализуются в течение жизни: одни фанатично следуют своим целям до самого конца, кто-то пасует и сворачивает в сторону, а кто-то так никогда и не поймет, насколько ценные дары получил почти случайно. Аллегоричность и определенная система языковой образности заставляют вспомнить некоторых авторов XX века, которые, возможно, повлияли на творчество Ольги Токарчук. Вспоминается, прости Господи, Пауло Коэльо. Но Ольге Токарчук хватает такта не быть такой серьезной, как этот бразильский писатель. К тому же, она не кидается разжевывать свои мысли во всяких там примечаниях и предисловиях. Сравнение с Пауло Коэльо может быть вызвано тем, что и он, и Ольга Токарчук черпали вдохновение в одних и тех же источниках. Вспоминается еще и Милорад Павич. Это происходит из-за того, что Ольга Токарчук любит такие же сильные и небанальные метафоры, как и он. Да и время действия заставляет припомнить многие из произведений сербского прозаика. Что хорошо, Ольга Токарчук весьма умеренна в метафорах и сравнениях, потому ее текст не превращается в приторную патоку, как частенько случается с текстами Милорада Павича. Да, много что может вспомниться искушенному читателю при знакомстве с «Путем Людей Книги». Думается, проистекает это из того, что данный текст — плоть от плоти европейской литературы и философской мысли, он настолько от них не отделим, что кажется вторичным до мозга костей. И в этом отношении это идеальный дебют для европейского автора. Вот посмотрите: я и про это в курсе, и про то, и это читала, и на это натыкалась, но при этом вот вам вполне самостоятельная книжка, а собственный голос буду потом вырабатывать, пока лишь заявила о себе и вписалась в общий контекст. Редко, когда первая книга знаменитого автора может оказаться тем самым шедевром, за который данного автора и полюбили. Нет, бывают, конечно, исключения, и все их мы хорошо знаем. Первые книги великих авторов очень часто оказываются в тени тех их работ, которые и принесли им репутационный, а порой и финансовый успех. К этим первым книгам читатели часто обращаются, чтобы просто посмотреть на то, с чего начинал любимый писатель. И попытаться разглядеть в них те темы, те сюжеты, тех персонажей, которые так запали в душу. В этом отношении у Ольги Токарчук все хорошо.  Ведь, по словам Игоря Белова, «дебютный роман будущей нобелиатки критики впоследствии назовут «золотой жилой лейтмотивов», которые Ольга Токарчук станет развивать в своем творчестве».  (Цитируется по статье «По нобелевскому счету. Десять лучших книг Ольги Токарчук»).   

И, в заключение нашего мероприятия, предлагаем вашему вниманию видео ролик «Лауреаты Нобелевской премии по литературе»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *