Литературная гостиная «Она была богиня, ангел»

      Комментарии к записи Литературная гостиная «Она была богиня, ангел» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Сегодняшнее онлайн-мероприятие клуба «Эхо» «Она была богиня, ангел», посвящено 85-летию со дня рождения советской поэтессы Беллы Ахмадулиной. «Сокровищем русской поэзии» назвал поэт Иосиф Бродский Беллу Ахмадуллину. Её творчество стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины ХХ столетия. Белла Ахмадулина – один из символов целого поколения, которое принято называть «шестидесятниками».  Это было время возрождения советской поэзии. Молодые поэты: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина – в тесном содружестве создавали свои стихи, вызывающие огромный интерес у читателей и живую полемику в прессе. Выступления авторов на эстраде собирали полные залы и бурю аплодисментов. Тогда Ахмадулина была настоящей королевой московской богемы, на её выступления было трудно попасть. Её имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокноты и тетрадки. Вместе с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским и Рождественским она входила в знаменитую «пятерку» поэтов, стихи которых, как глоток свежего воздуха, ворвались в жизнь советских людей в период хрущевской оттепели. Первые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет её творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника её стихотворений.  Кроме этого, Белла Ахмадулина писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский с множества языков. Давайте познакомимся   с поэтессой поближе. Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин был комсомольским и партийный работником, в дальнейшем крупным ответственным работником Государственного таможенного комитета СССР.  Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности. По таким показателям семья Беллы принадлежала к советской элите. Испанское имя Изабелла для неё выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла», — рассказывала поэтесса. Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

      После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В своей поэзии уже тогда она поднимает вечные темы: любви и смерти, природы и творчества. В 1975 году композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Предлагаем вам послушать песню из этого кинофильма.

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году.  О нём Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <…> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам». Далее последовали поэтические сборники «Озноб», «Уроки музыки», «Стихи», «Метель», «Свеча», «Тайна», «Утро после луны». В 1989 году за сборник «Сад» поэтесса была удостоена Государственной премии СССР.

Собрав онлайн-мозаику «Сборник стихов Ахмадулиной», вы увидите обложку первого поэтического сборника «Струна», который вышел в 1962 году.

К этому времени Ахмадулина и другие поэты-шестидесятники периода «оттепели» — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Булат Окуджава собирали на своих выступлениях огромные залы, стадионы, площади. В 1950–1960-е годы возрос интерес именно к озвученному поэтическому слову. При этом выделялись выступления Беллы Ахмадулиной.  Особенным был не только голос поэтессы, но и её художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века. «Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век». В 1958 году студентов Литинститута — в их числе была и Белла Ахмадулина — принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало действительной причиной того, что студентка оказалась исключённой из института. (Официально — за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму). Случилось это в 1959 году. Ей  удалось устроиться в «Литературную газету» в должности внештатного корреспондента в Иркутске. Находясь в Сибири, Белла  написала рассказ и назвала его «На сибирских дорогах». Его напечатали в «Литературной газете», одновременно вышло несколько её стихов. Она писала об удивительном крае и необыкновенных людях, которые там жили. Вскоре главный редактор газеты поспособствовал тому, чтобы талантливую девушку восстановили в институте. В 1960 году Ахмадулина  окончила Литинститут с красным дипломом. «Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь — это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам». Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Эта хрупкая и нежная женщина никогда не шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твёрдо отстаивала свои убеждения. «Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей». Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны. Из её квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксёнов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава. Она написала письмо в газету Нью-Йорк Таймс в защиту Андрея Сахарова, когда промолчали все остальные. Вместе с мужем Борисом Мессерером они навестили Набокова в марте 1977 года. Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, её стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а её новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки. В эти годы она занималась переводами. Белла Ахатовна много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию — стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе. «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь».  Кроме грузинских авторов, Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов».  Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Ещё одну грань дарования Беллы Ахмадуллиной открывают воспоминания и эссе, где выписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Владимира Высоцкого и других. Свои литературные строки она посвящает Андрею Вознесенскому и Булату Окуджаве, Сергею Довлатову и Фазилю Искандеру. В обязательном списке мужья поэтессы: Евгений Евтушенко, Юрий Нагибин, Борис Мессерер. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Ахмадулина — один из самых тонких и лиричных российских поэтов. Она привнесла в поэзию свежий голос, особую свежесть и изысканность, — убеждён поэт Евгений Рейн. Иосиф Бродский называл Ахмадулину «сокровищем русской поэзии», а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал её поэзию с розой: «…сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание…». Тот, кому хоть раз посчастливилось слышать, как Белла Ахмадулина читает стихи, не могли забыть её особую манеру чтения. Она читала стихи  по-особому, с трепетом и придыханием. «У нее была необыкновенная осанка, необычный голос. Все это завораживало многочисленных поклонников е» таланта и красоты. И я был среди них. В 1956 году, будучи плотником на стройке, я специально приходил в Литинститут, чтобы послушать и посмотреть на Ахмадулину», — признавался писатель Войнович. В её стихах слышали и слова, и музыку, и  голос. «Я слышала не чтение, а пение, это был какой-то особый вид пения и как бы не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет» — из воспоминаний зрителей.

Посмотрите видеозапись, как Белла Ахмадулина читает свои стихи «Памяти погибших поэтов».  

Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие её исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой — «По грани роковой, по острию каната» — легкости этих выступлений. По словам кинорежиссера Эльдара Рязанова, «эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы». А поэтесса Римма Казакова говорила о своей коллеге-красавице в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке: «Она была богиня, ангел».

      Каких мужчин она вдохновляла, сколькими вдохновлялась! Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым и  Борисом Мессерером. Ахмадулина вышла замуж в ранней молодости, едва ей исполнилось 18 лет. С первым мужем, поэтом Евгением Евтушенко, они прожили 3 года. Развод состоялся после прерванной по просьбе супруга беременности. Позднее Евгений корил себя за необдуманное предложение, которое стало началом конца его отношений с женой. Евтушенко признался: «…когда вижу её, мне хочется плакать». Второй муж — писатель Юрий Нагибин в своем «Дневнике» описал её полубезумной Геллой, дав ей имя вампирши из булгаковского романа «Мастер и Маргарита», но любимой, бесконечно любимой. Вместе они прожили с 1959-го по 1968-й. Но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксенова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочеренная Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не была его дочерью. Коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с сыном писателя Кайсына Кулиева — Эльдаром. Зато в этом браке родилась вторая дочь Елизавета. Позднее она окончила тот же вуз, что и мама, Анна же получила высшее образование в полиграфическом институте.  В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз — за скульптора Бориса Мессерера. Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда». Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома её произведений. Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нём: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Ещё в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Её похоронили на Новодевичьем кладбище. В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.

Ну, вот и ты… Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула…
В ноябрьский, осенний мокрый снег,
В безмолвие и строгость караула.

Мирхат Шарипжанов, 29 ноября, 2010

Участник клуба «Эхо» Юлия Владимировна Лагунова подготовила для вас сообщение «Глоток тепла средь ледяного мира…» о творчестве Беллы Ахмадулиной.

Белла Ахмадулина — советская поэтесса, переводчица, литератор, её творчество стало одной из ярких страниц поэтического бума 60-х годов. Она всегда называла себя только поэтом и находила вдохновение в простых вещах. Поэзия Ахмадулиной не была политизирована, тем не менее своими выступлениями ей удавалось собирать многотысячные стадионы. Интересным фактом считается то, что даты её жизни перекликаются с важными событиями в русской литературе: Белла родилась спустя 100 лет после смерти Александра Пушкина и скончалась в год столетия со дня ухода Льва Толстого. В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская по маме. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна. Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии. Она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным. В годы войны отец Беллы ушёл на фронт. Девочку отправили в Казань, где жила её вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама. Сразу после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения только занятиям литературы. Ахмадулина была начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок. Первые стихи Беллы появились в школьные годы. Интересно, что первые произведения девушка создавала под впечатлением от творчества Гарриет Бичер-Стоу, автора романа «Хижина дяди Тома». Свои стихотворные строки Ахмадулина посвящала угнетённым темнокожим рабам и их детям. О любви Белла начала писать позднее. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-м, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи. В школьные годы Ахмадулина посещала занятия столичного литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Девушка согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или все же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя всё тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец». Публиковала там не только статьи, но и свои стихи. На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала — в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это она была отчислена из вуза. Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, поражённый талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.

Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник стихотворений «Струна». Талант поэтессы был сразу отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере читала свои произведения. Её легкие, воздушные стихи имели успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог. Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-м. Через год появилась ещё одна книга лирики, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» — не подцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы в их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-м Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ. Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах — «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959-м, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах. Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть только дважды, то её стихи и песни в лентах появляются часто, привнося необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером служат ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачевой. Позднее ряд песен на слова Ахмадулиной пополнил репертуар Примадонны российской эстрады. В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу». Стихотворение «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе», тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб». Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. Ия Савина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью». Нередко необычное имя поэтессы вдохновляло её коллег на юмористические эпиграммы. Литераторы предпочитали соединять в своих строках Беллу Ахмадулину и Булата Окуджаву. Оба поэта отказались от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей, поэтому вскоре в поэтической среде распространилась эпиграмма: «Только Белла и Булат отказались от наград».

Последние годы жизни Беллы Ахатовны были тяжелыми. Поэтесса болела. Она передвигалась только на ощупь, потому что практически ослепла. Ахмадулиной не стало 29 ноября 2010 года. Смерть поэтессы была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с ней состоялось в столице, в Центральном доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище недалеко от могил Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам ознакомиться с виртуальной книжной выставкой «Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих».

Сотрудники библиотеки имени В.Г. Белинского провели  в Центре социального обслуживания населения Советского района мероприятие «Она была богиня, ангел»,  посвящённое  85- летию со дня рождения русской советской поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Присутствующие с большим интересом просмотрели видеопрезентацию «Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих» о жизни и творчестве поэтессы и ознакомились с книгами о поэтессе и сборниками её стихов, имеющихся в библиотеке,  а затем прослушали видеозапись стихотворения «Памяти погибших поэтов», в исполнении  Беллы Ахмадулиной.

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.