Литературная гостиная «Непростые пути-дороги ростовского поэта»

19 января 1911 года родился Анатолий Владимирович Софронов — поэт, писатель и драматург. Его авторству принадлежит множество известных песен и стихов, включая «Ростов-город, Ростов-Дон», а также немало пьес и киносценариев, в числе которых знаменитая «Стряпуха». Более 30 лет Анатолий Софронов провел на посту главного редактора журнала «Огонёк».

Анатолий Софронов появился на свет в Минске. Его отец был потомственным военным юристом, который во время гражданской войны поддерживал Белое движение. Но это не помешало в 1920 году переезду семьи в Ростов-на-Дону, где отца ждало место военного следователя Северо-Кавказского военного округа.

Cпокойное пребывание в Ростове продолжалось недолго. Вскоре начался период репрессий, и в 1926 году отец Софронова был арестован. 6 апреля 1927 года согласно постановлению Коллегии ОГПУ он был приговорен к расстрелу согласно ст. 58 — 11 УК РСФСР за участие в должности прокурора в деятельности белогвардейской контрразведки. Реабилитировали отца Анатолия Софронова лишь в 1992 году согласно статье 3 — «Б» «Закона о реабилитации жертв политических репрессий». Таким образом Анатолий Софронов остался единственным кормильцем в семье. Поэтому в 1929 году ему пришлось бросить школу и устроиться работать фрезеровщиком и слесарем на завод «Ростсельмаш». Там Софронов провел пять лет, но даже этот жизненный этап стал шагом на пути к его творческому становлению. Во время работы на заводе Анатолий Софронов опубликовал свои очерки и стихи в заводской газете, а также руководил заводской агитбригадой, которая позже была переформирована в литературную группу при газете «Сельмашстроевец». И на протяжении всех пяти лет Анатолий Софронов оставался секретарем этой газеты. Помимо него в литературную группу входили Илья Котенко, Пётр Симонов, Константин Прийма, Дмитрий Евтушенко и другие. Нередко их посещали столичные знаменитости, делившиеся с начинающими писателями своим опытом. В их числе были Мариэтта Шагинян, Степан Щипачёв, Николай Асанов и Максим Горький. На одном из литературных вечеров Анатолий Софронов познакомился с Михаилом Шолоховым, который уговорил молодого человека продолжать развивать свое литературное творчество. И уже спустя год Софронов стал студентом литературного факультета Ростовского педагогического института.

Об этом времени Анатолий Владимирович вспоминал так: «Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную. Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух. В ту пору я работал на заводе «Ростсельмаш». Здесь была создана литературная группа. Писали мы о том, что видели, что строили и чем жили. Мы многого тогда еще не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!». Уже в 1934 году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни». В этом же году он принял участие в Первом съезде советских писателей, где был лично представлен Максиму Горькому.

Дальше карьера молодого поэта стремительно пошла вверх. В 1938 году Анатолий Софронов участвовал в съемках документального фильма о Шолохове, с которым в те годы особенно сблизился. В этом же году он стал победителем всероссийского конкурса на лучшую песню о пограничниках:

Тучи серые, косматые
Над станицами плывут.
Парни стройные, чубатые
В пограничники идут.
Все красивые, высокие,
Но один милее всех…
Все храбры,
как птицы-соколы,
Но один храбрее всех…

Вторую мировую войну Анатолий Софронов прошел корреспондентом армейской газеты «К победе». Он трижды был ранен и провел много времени в госпиталях. Там Софронов начал писать свои первые пьесы. Позже он получил место в «Известиях», и отправился сначала на Южный, а затем на Брянский фронт. На Южном фронте ему посчастливилось встретить драматурга Александра Корнейчука, который первым оценил его пьесы.

Время войны и послевоенные годы положительно повлияли на творчество Анатолия Софронова. Он написал множество песен, включая одну из самых известных работ — «Шумел сурово Брянский лес», которая сегодня является гимном Брянской области. Анатолий Софонов особенно сближается с Михаилом Шолоховым. Они много переписывались в то время. Например, в телеграмме от 28 декабря 1948, адресованной Софронову, находящемуся в Дели Шолохов пишет: «Пожалуйста, привези два хороших охотничьих ножа. Сердечно обнимаю».

Пожалуй, Софронов смог стать своеобразным Шолоховым поэзии. Ни один поэт не посвятил Дону столько песен, сколько он. Один за другим Анатолий Софронов печатает 10 сборников поэзии: «Солнечные дни» (1934), «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940), «Конногвардейцы» (1942), «Казачья слава» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944), «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947). А также ряд поэм: «Нагайка», «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Миус» (1945), «Хмель-хмелёк» (1945), «Золотой берег» (1945). Более того, Анатолий Софонов даже выступил автором либретто для нескольких оперетт «Соловьиный сад» (1938), «Искатели сокровищ» (1941), «Девушка из Барселоны» (1942).

Несмотря на огромный успех, творчество Софронова никогда высоко не оценивалось даже партийными критиками из-за его чрезмерной сервильности. В те годы особенно возрастала конкуренция между «патриотами» и «западниками» за власть в центральных литературных организациях. И Софронов не остается в стороне. Вместе с редактором «Нового мира» Константином Симоновым они пишут послание Сталину и Маленкову, в котором призывает к исключению «космополитов» из литературных кругов. Как известно данное противостояние окончилось полным поражением «космополитов». А «патриоты», напротив, еще сильнее укрепились в творческой верхушке.

В 1948 году Анатолий Софронов удостоился Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе», которая шла в театре им. Моссовета. После этого Софронова назначили секретарём Союза писателей СССР. А спустя всего год Анатолий Софронов вновь удостоился Сталинской премии, но уже первой степени, за пьесу «Московский характер», поставленную в Малом театре.

Пьесы стали той нишей, которая принесла Анатолию Софронову всесоюзную известность. Например, «Миллион за улыбку» ставилась только в 1960 году 6015 раз. Пьеса «Стряпуха» сыграна в 1960 году 4637 раз. Позже по ней был снят одноименный фильм, со Светланой Светличной в главной роли. Софронов даже написал несколько продолжений к своей самой популярной работе: «Стряпуха замужем», «Павлина» и «Стряпуха-бабушка».

Предлагаем вам собрать пазл из кинофильма «Стряпуха». (Светлана Светличная в роли стряпухи).

В 1953 году Анатолий Софронов был назначен главным редактором журнала «Огонёк», который он возглавлял до 1986 года. На его базе он формирует плотный круг советских «шолоховедов», многие из которых имели донское происхождение. Несмотря на его радикальные просоветские взгляды, Софронов никогда не забывал своих старых друзей и, по словам Людмилы Петрушевской, «был добрым и щедрым человеком для своих старых товарищей, да и для сотрудников».

В 1958 году Софронов вступает в должность заместителя председателя Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки. Он начинает много ездить по миру, и во время своих путешествий пишет очерки, сценарии к водевилям. Чуть позже он создает Международную ассоциацию писателей стран Азии и Африки и общество «Гефест» для глухонемых художников.

К 50-летию Михаила Шолохова Анатолий Софронов готовит сборник «Слово о Шолохове». Но пафосность данного сборника не порадовала даже самого Шолохова: «Дорогой Толя! Сборник надо решительно сократить, отбросив все мелкое и нестоящее. Слушай, статья Андриасова — это слюни и патока. Прочитаешь — и хочется помыть руки. Нельзя же писать так бездарно и неумело. Я понимаю, ты подкармливаешь кое-кого, но ради бога! не устраивай кормушку на моей спине! Убери очерк Корсунова и еще кое-что по мелочам. Боюсь — и не без оснований — что очерк Андриасова доставит много радости нашим общим «друзьям». Тебе недосуг, но дай просмотреть весь сборник человеку умному и требовательному. В таком виде печатать нельзя. Я сам себе не ворог». Сам же Софронов публикует о Шолохове очерк в «Огоньке», а в 1975 году выпускает книгу «Шолоховское», которая печатается в «Современнике».

Ряд пьес Софронова имеют политическое содержание и, с точки зрения некоторых критиков и литературоведов, в частности, немецкого слависта В.Казака, «представляют собой дешёвую пропаганду». Таковы, например, «Карьера Бекетова» (направленная на борьбу с космополитизмом), «Человек в отставке» (против десталинизации), «Берегите живых сыновей» (защита партийных руководителей сталинского времени), «Эмигранты» (односторонний показ русских за границей), «Лабиринт» (против войны во Вьетнаме) и т. д. Эти пьесы редко появлялись на советской сцене в отличие от его комедий.

В последние годы жизни Анатолий Софронов отходит от своих политических противостояний и концентрируется на написании романа в стихах «В глубь времени». В 1986 году Анатолий Софронов покидает пост главного редактора журнала «Огонёк».

Анатолий Владимирович Софронов скончался 9 сентября 1990 года в Москве в возрасте 79 лет. В 1994 году его жена Эвелина основала при Союзе Писателей России литературно-мемориальную гостиную Софронова, «хранящую память о поколении людей безраздельно принадлежащих своей Родине».

Собрав эти пазл, Вы увидите, какая книга А. Софронова имеется в нашей библиотеке

Мирзоянц Н.Х.