Литературная гостиная «Милый друг писателей и читателей», посвящённая 170-летию со дня рождения французского писателя Ги де Мопассана

Добрый день, уважаемые читатели и гости блога библиотеки имени В.Г. Белинского!

Тема сегодняшнего встречи – жизнь и творчество классика французской литературы Ги де Мопассана. Ги де Мопассан – французский писатель, чьё творчество литературоведы относят к литературному направлению, именуемому «Натурализм». Процитирую определение этого направления, взятого из словаря иностранных слов : натурализм  — направление в литературе и искусстве, возникшее в конце 19-го века и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному копированию действительности; фактографическое изображение жизни, быта с излишне пристальным вниманием к деталям. Героями произведений обыкновенно становились небогатые, малообразованные  и не очень высоконравственные (скажем так) люди… К ярким представителям этого направления можно отнести Эмиля Золя, Камиля Лемонье, Франсуа Рабле, Гюстава Флобера и, пожалуй, братьев Гонкур. В других странах были свои «адепты» натурализма, но их перечислять в данный момент не будем, чтобы не «засорять» тему. А лучше вернёмся к Мопассану. Мопассан сумел заработать на литературе целое состояние. Думаю, это потому, что он писал о вечной теме : о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, а эта тема интересна и близка всем. Сам ненасытный в любви, писатель превращал большинство знакомых женщин в персонажей новелл, рассказов и романов. А ещё он был увлечённым путешественником, объехавшим Европу и заглянувшим в отдаленные уголки мира.

Ги де Мопассан

Полное имя писателя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Родился 5 августа 1850 года в усадьбе Миромениль близ городка Дьепа в семье обедневших дворян. Дед разорился, отцу Гюставу де Мопассану ничего больше не оставалось, как идти работать. Служил отец будущего писателя маклером на бирже, был эстетом, любил искусство, рисовал акварелью. Слыл щёголем и прожигателем жизни. Эти черты и унаследовал его сын, так же, как и любовь к искусству и красоте.

Отец писателя, Гюстав де Мопассан

А вот женился Гюстав на собственной противоположности – подруга детства Лора Ле Пуатвен отличалась серьезным и вдумчивым характером. Впрочем, пара не ужилась под одной крышей. Родив второго наследника, женщина вместе с сыновьями уехала в приморский город Этрета, где располагалась её вилла.

Детство Ги де Мопассана пролетало в беззаботности и праздности. Мальчик был предоставлен самому себе, поэтому много времени проводил на улице. С ранних лет научился ловить рыбу, водил дружбу с фермерами, матросами, рыбаками.

Ги с матерью

В 13 лет свобода закончилась. Мама устроила Ги в духовную семинарию. Строгость учебного заведения не понравилась свободолюбивому подростку: несколько раз он убегал, постоянно проказничал; в итоге непутёвого семинариста с позором выгнали.

Родительница решила попытать счастья в руанском лицее, куда и пристроила сына. Здесь юноша прижился, проявил яркие способности к наукам и искусству, а, главное, нашёл проводников в мир литературы. Первыми наставниками юного дарования стали поэт Луи Буйе и писатель Гюстав Флобер. После лицея молодой человек отправился в столицу Франции, где поступил на юридический факультет. Но учёбу прервала война с Пруссией.

Мопассан прошёл войну рядовым. Вернувшись домой, не смог продолжить обучение – разразился экономический кризис, родители оказались не в состоянии оплачивать вуз. Пришлось поступить на службу. Ги шесть лет отдал Морскому министерству, еле сводя концы с концами на мизерную зарплату. Занятием, которое действительно захватывало, стала литература.

Работая в министерстве, Ги де Мопассан под началом Флобера начал делать первые шаги на писательском поприще. Несколько лет только и делал, что писал, уничтожал рукописи и снова садился за перо. Флобер настаивал на том, чтобы молодой человек каждый день тратил время «на музу». По его мнению, только так можно добиться успеха. Причём, на первых порах запрещал ученику печататься. При помощи наставника Мопассан перешёл из Морского министерства в ведомство, отвечающее за народное образование.

Флобер

Первая публикация в творческой биографии начинающего писателя случилась в 1875 году. Новелла «Рука трупа» вышла в газете под псевдонимом Жозеф Прюнье, как и поэма «На берегу», которая спустя четыре года в переработанном виде наделала много шума и довела автора до суда. Работу, получившую новое название – «Девка», представители надзорных органов посчитали порнографией. На помощь вновь пришёл Флобер, составив оправдательное письмо.

Рука трупа

В 1880 году свет увидел рассказ «Пышка», который вошёл в состав сборника. В этом томе вместе с дебютным произведением Ги соседствовали повести Эмиля Золя, Жорис-Карла Гюисманса и других французских прозаиков.

Пышка

Рассказ произвел фурор в кругах критиков и читателей тонкой иронией и яркостью характеров. На работе ему даже дали отпуск на полгода. Вслед за «Пышкой» был издан поэтический сборник «Стихотворения», после чего новоиспечённый писатель уволился с поста чиновника и начал работать в газете.

Кадр из фильма Михаила Ромма «Пышка»

В 80-х годах Мопассан много путешествовал. Впечатления от Корсики, Алжира и Бретани вылились в романы, новеллы и очерки. Бытность корсиканцев, например, вдохновила на создание книги «Жизнь». За последний десяток лет, который отвела судьба, писатель успел создать россыпь произведений.

Литературоведы выделяют «Пьер и Жан», «На воде», «Под солнцем», повести и новеллы «Ожерелье», «Лунный свет», «Завещание» и, конечно, роман «Милый друг». Ги де Мопассан возвысился до первых мест в плеяде звёзд французской новеллистики.

Читатель обожал Мопассана; тот сумел сделать писательство доходной профессией. Вообще-то, любая профессия должна приносить доход, а для профессионального писателя, каким стал Мопассан, писательство стало единственным источником дохода, поэтому его материальная жизнь логично «вытекала» из чернил на кончике пера… В год литератор зарабатывал до 60 тысяч франков и жил на широкую ногу, не забывая финансово поддерживать мать и родственников брата. К закату жизни сколотил приличное состояние, обзавёлся многочисленной недвижимостью, содержал несколько яхт.

Секреты популярности для писателей-современников были очевидными. Золя отмечал, что Ги умело играет на чувствах, с читателем разговаривает добродушно, а если и использует сатиру, то без оттенка злобы и резкости. Лев Толстой объяснял феномен известности Мопассана тем, что француз видел «смысл жизни в женщине, в любви».

Писатель водил дружбу с именитыми коллегами по литературе. Тесно сблизился с Иваном Тургеневым, Полем Алексисом, Леоном Дьерксом и другими известными личностями. Слыл хорошим товарищем и верным другом.

Часть произведений Ги де Мопассана стала основой для художественных фильмов. Впервые его труд ожил на пленке в Советском Союзе. В 1934 году режиссер Михаил Ромм снял немую картину «Пышка». Экранизацию «Милого друга» представляли Вилли Форст (1936), Пьер Кардиналь (1983) и Деклан Доннеллан (2012). В последней ленте снялись голливудские звезды Роберт Паттинсон, Ума Турман, Кристина Риччи.

Ума Турман в фильме «Милый друг» 2012 года

Ги де Мопассан испытывал безудержную страсть к женщинам, слыл ловеласом, заводящим кучу романов и случайных связей. Любовные похождения стали основой для львиной доли произведений. Даже разочарования не останавливали этого энергичного мужчину. Однажды, ещё  18-летним  юношей, он влюбился в парижанку по имени Фанни и посвятил ей стихи. Явившись под окна к возлюбленной, услышал, как девушка со смехом зачитывает признания в любви компании друзей. Это его сильно покоробило и поколебало его изначальный восторг и уважение к женщинам

Известны некоторые имена пассий уже из взрослой жизни француза: графиня Эммануэла Потоцкая, Эрмина, Мари Канн. Впрочем, литератор старался не афишировать отношения для прессы. Как-то даже чуть не устроил дуэль с журналистом, упомянувшим в газете очередную даму его сердца.

В 1882 году Мопассан вдруг собрался жениться, но дело так и не дошло до свадьбы. Мужчина до конца жизни оставался холостяком. Возможно, просто так и не нашёл ту единственную. Ги – автор множества высказываний о девушках, которые превратились в афоризмы. Одно из них:

«Я люблю только одну женщину — незнакомку, которой нет в реальности»

Спустя десятилетие после смерти Ги де Мопассана во французском издании «Эклер» появилась сенсационная новость о том, что автор «Милого друга» — отец троих детей: двух девочек и мальчика. Незаконнорожденные наследники, по обычаям того времени, носили фамилию матери Жозефины Литцельман. Теперь мы никогда не узнаем правды, но официальных наследников у Мопассана не обнаружилось…

Сам писатель никогда не говорил о детях, да и родственники отрицали факт их существования. Ги оставил завещание, в котором почти всё состояние перешло племяннице. Только четверть наследства было передано родителям.

Ги де Мопассан имел плохую наследственность. Мама страдала психозами, а младший брат и вовсе умер в психиатрической клинике. Писатель всю жизнь боялся помутнения рассудка, но эта участь его, к сожалению, не миновала. К тому же здоровье подорвало чрезмерное умственное напряжение, ведь он писал непрерывно.

Ги одолевали головные боли, позже и нервные припадки. В 1891 году писатель попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Попал в психиатрическую лечебницу, а спустя два года, 6 июля 1893 года, умер. Причина смерти – паралич мозга. Автор, умеющий правдиво и трогательно писать о любви, не дожил до 43 лет.

Надгробие

Предлагаем вашему вниманию видеоролик о жизни и творчестве писателя