Литературная гостиная «Автор «Девушки из Нагасаки» 110-летию Веры Инбер, советской поэтессы, лауреата Сталинской премии

В июле нынешнего года исполнилось бы 110 лет очень известной в своё время (более чем полувека назад) советской поэтессе Вере Моисеевне Инбер. Сейчас молодёжи кажется смешным, что их бабушки и дедушки были убеждёнными революционерами и коммунистами, но это было именно так! Они свято верили в победу коммунизма, в победу добра над злом, света над мраком… Именно из этой плеяды людей, вечно молодых и крепких духом, была Вера Моисеевна Инбер. Путь, по которому пошла поэтесса и писательница, привёл ей через трудные поиски, а порою и ошибки, к зрелому, уверенному мастерству, чуждому гордыне и самолюбованию, к созданию книг, проникнутых живым чувством времени – времени утверждения идей коммунизма. Этот путь открывал перед писателями того, далёкого для нас, времени широкие просторы для плодотворной трудовой деятельности.

Вера Инбер, урожденная Шпенцер, появилась в семье купца второй гильдии, владельца одной из крупнейших одесских типографий, в Одессе 28 июня (10 июля) 1890 года. Моисей Филиппович возглавлял научное издательство, а мама девочки была заведующей еврейским женским училищем, где преподавала русский язык. Двоюродным братом отца Веры был Лев Троцкий (тогда он еще носил имя Лейба Бронштейн), который жил в семье Шпенцеров в течение шести лет, пока учился в Одессе. Именно он позже оказал значительное влияние на формирование политических взглядов племянницы. В семье была огромная библиотека, в которой девушка проводила все свободное от учебы время, окруженная героями литературной классики. Несмотря на свой маленький рост, Вера обладала сильным характером, который проявился еще в годы учебы на историко-филологическом отделении Высших одесских курсов. Девушка была не только заводилой и организатором в группе, но и писала сценарии студенческих капустников. Ее первая публикация в газетах города — «жемчужины у моря» относится к 1910 году. Тогда же на ее стихи появились первые песни, которые исполнял великий Вертинский. Чтобы укрепить здоровье дочери, родители отправили девушку сначала в Швейцарию, а затем во Францию, где и начался самый романтический период жизни Веры.

Будучи очень общительной, в Париже Вера скоро завела знакомство со множеством творческих личностей. Среди ее новых друзей были прогрессивные для того времени писатели, поэты и художники. Окружение очень позитивно сказалось на творчестве начинающей поэтессы. Поменяв фамилию на Инбер, она за свой счет издает книгу «Печальное вино». Сборник очень понравился Александру Блоку. Положительную оценку он получил и у Ильи Эренбурга. Родив дочь Жанну от любимого мужа Натана Инбера, Вера начала писать детские стихи, на которых потом выросло не одно поколение. Она стала автором ряда шутливых стихотворений, положенных на музыку. Песни про Джонни и девушку из Нагасаки до сих пор напевают в нашей стране, не подозревая, кто является автором. В 1914 году Инбер вернется в Одессу, но позже она еще будет посещать город, покоривший ее сердце, в качестве российского корреспондента в Париже. Незадолго до революции семья Инбер возвращается в Одессу. Здесь Вера много работает: печатается в прессе, читает на поэтических вечерах, пишет сценарии для театральных постановок и сама участвует в спектаклях. Кроме того, она занимается переводами классики.

Вскоре ее семья перебирается в Москву. Важное место в творчестве Инбер в то время занимали театральные постановки для детей. С особым теплом об этом вспоминает актриса Рина Зеленая. Даже в детских пьесах начинает угадываться революционное влияние дяди Веры — Льва Троцкого. Она свято верила, что «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В 1919 году муж поэтессы вновь покидает Россию, но Вера не смогла долго оставаться в эмиграции. Перемены на родине были пугающими, но, как поэт, она чувствовала новое дыхание времени и хотела писать об этом. Как она вспоминала о тех временах: с корнем был вырван старый календарь. И судьбу свою она решила переписать заново. Вторым мужем Веры Инбер стал профессор-химик Александр Фрумкин. Имея такую надежную опору в столице, да еще и покровительство дяди, не последнего человека в правительстве, поэтесса становится очень востребованным человеком в Москве. Инбер много путешествует по стране, посещает молодежные стройки и делится своими впечатлениями с читателем.

В начале 20-х годов она работает корреспондентом в Брюсселе, Берлине и Париже. Ее статьи печатаются в «Красной ниве», «Прожекторе» и «Огоньке». Удивляет тот факт, что, когда вершили суд над троцкистами, имя Веры Инбер не только не было упомянуто, но ее даже направляли в заграничные командировки. В ее стихах этого периода прослеживается кричащая тоска по Парижу. Изменившуюся Родину она приняла всей душой, и изменилась вместе с ней и сама. И никогда ее не предавала. В 1933 году Инбер в составе группы писателей отправилась в командировку, организованную НКВД. Авторам будущей книги предложили написать о строительстве на позитивной ноте. Представить работу ссыльных ученых, как увлекательный труд в очень комфортных условиях, где «перековываются умы» на благо великой страны. Пафос изданной книги оставляет горький привкус, хотя это и было коллективное творчество очень достойных людей. А по-другому в те времена и быть не могло, иначе можно было оказаться врагом народа. А Вера Михайловна всегда старалась видеть то, во что очень хотелось верить.

В героической летописи Великой Отечественной войны блокада Ленинграда – одна из самых славных страниц. Здесь, как и на всех участках великой битвы с фашистами, писатели были вместе с народом, участвовали словом и делом в завоевании победы. Убедительнейшим свидетельством народности и жизненности метода социалистического реализма явился духовный рост в ходе войны всей советской литературы и поэзии, в частности. В самые трудные дни советские деятели культуры и искусства утверждали благородные идеи коммунизма, высокую справедливость всего строя советской жизни. Именно здесь источник художественной правдивости образов, созданных в огне сражений и сохранивших своё значение на долгие времена. Патриотический пафос литературы тех тяжелейших дней вызвал невиданный доселе подъём творческих сил, и произведения военных лет оказались новым, важным этапом многих писательских биографий. Среди ряда других литературная работы Веры Инбер – яркий тому пример… Война началась тогда, когда Вера Инбер в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал профессор Страшун, с которым поэтесса поехала в Ленинград, отправив дочь и внука в эвакуацию. Илья Давыдович всю блокаду проработал ректором Медицинского института, а Вера Михайловна всегда была рядом, поддерживая мужа в тяжелые минуты. Она вела дневник, описывая каждый страшный блокадный день. Позже по этим материалам была издана книга. Во время Ленинградской блокады Инбер написала поэму «Пулковский меридиан», которая стала лучшим образцом ее творчества. Это произведение было удостоено Сталинской премии. В осажденном городе писательницу постигло горькое известие — умер ее годовалый внук. Оглушительная боль, трагедия. Несколько дней в состоянии прострации, когда задаешься вопросом: как жить дальше. Этот период Вера Михайловна описывает с неизмеримой горечью. И снова с неистовой силой начинает писать, ведь работа для нее — лучшее болеутоляющее средство.

После войны Инбер начали называть «функционером». Молодые поэты ее откровенно не любили, а кто-то завидовал тому, что она заняла престижную должность в Союзе писателей, приобрела дачу и большую квартиру в центре Москвы. Писать она стала реже и хуже. А вскоре, в связи с нашумевшим «делом врачей», ее муж попал в психиатрическую больницу. Все свое горе женщина начинает изливать на других людей: включается в травлю Пастернака, пишет донос на Мартынова. Миловидная старушка с ангельским взором выплеснула всю жизнь копившийся страх и отчаяние на своих коллег. В последние годы Инбер занималась переводами поэтических произведений с украинского и французского.

Умерла Вера Инбер в ноябре 1972 года в Москве. Об ушедших вспоминают только хорошее. И Вера Михайловна навсегда останется в памяти читателей одним из мастеров пера, о которых она говорила: «Пока мы работаем, нас ни пуля, ни смерть не возьмет…»

Автограф поэтессы

Предлагаем вашему вниманию видеоролик, посвященный жизни и творчеству Веры Инбер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *