Историко-познавательный час «Ярослав Мудрый — покровитель книжного дела»

      Комментарии к записи Историко-познавательный час «Ярослав Мудрый — покровитель книжного дела» отключены

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога! Сегодняшнее мероприятие посвящается юбилею первой библиотеке Древней Руси — библиотеке Ярослава Мудрого.

Библиоте́ка Яросла́ва Му́дрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.

Об этом сообщает «Повесть временных лет» – первый летописный свод начала XII века.Летописец Нестор в главе, начинающейся словами «В год 6545 (1037)» писал: «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии,…, и любил Ярослав церковные уставы,…, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром».

Ярослав Мудрый на мозаике

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Его отец, Владимир Святославич, по утверждению летописца, «любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой…».

Какие же книги находились в библиотеке Софийского собора или вышли из ее мастерской? Летопись подчеркивает их исключительно церковный характер, прежде всего богослужебный. Однако наряду с церковными переводились, несомненно, и другие книги.

Возможным доказательством существования библиотеки было то что Софийский собор был крупнейшим центром книгоиздания на Руси, в 1037-1039 годах в нём был составлен первый летописный свод, написано и провозглашено «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, создан «Изборник Святослава», написано «Послание к Смоленского пресвитеру Фоме» киевского митрополита Климента Смолятича. Исследование трудов Смолятича и Илариона подтверждает то, что им были знакомы положения учений Платона, Аристотеля и других философов древности, что свидетельствует о том что у них был доступ к большому книгохранилищу, так как данные тексты не только изучались этими богословами, но и систематизировались. На доказательство существования такой библиотеки, наталкивало письмо богослова Павла Алепского, который в 1653 году писал о большом книгохранилище Киево-Печерского монастыря, среди которых упоминал пергаменты и древние свитки которые некогда были частью библиотеки Софийского собора. Первые историки Российской Империи, в частности, Михаил Ломоносов, тоже интересовались библиотекой, они высказывались что в библиотеке находились не только древнерусские рукописи, а еще и свитки из Александрийской библиотеки. В их работах упоминалось о «письменах принесенных с Индии и восточной Азии в давние времена, когда еще люд европейский не ведал этих земель» а так же еще более древние тексты.
Точный объём библиотеки неизвестен. В «Истории Киева» 1982 года издания он оценивается в 950 томов, а историк Е. Е. Голубинский предполагал вероятную цифру в 500 книг. По мнению известного Ленинградского книговеда М. Розова, произведения библиотеки Ярослава могут частично находится в Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.

Взятие Киева Мстиславом в 1169 году повлекшее за собой значительные разрушения и его последующее запустение на некоторый период, а так же нередкие пожары уничтожавшие большую часть города, скорее всего, уничтожили и все древние письменные документы. В связи с этим, версия о том, что библиотека все еще где-то сохранилась, вызывает сильные сомнения у историков.

Каждая рукописная книга была подлинным шедевром. Тексты писали на пергаменте. Чтобы создать одну книгу средних размеров, необходима кожа целого стада телят. Обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшены золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга.

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания. Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок. В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Для примера предлагаем вам собрать онлай-паззл «Книга в басме»

Следует заметить, эта технология применялась не только в книжном деле. Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.

Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной смерти. Он практически создает, но не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и, по мнению историков, тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.

Считается, что именно в библиотеке Ярослава Мудрого были разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда», «Церковный устав»

Как вода сплывут лихи лета,
Канут безвозвратно и набеги.
Деньги, вещи, злато — суета.
Но не сгинет мудрость наша — книги!..

Спасибо за внимание!

Собянин А.В.