Историческое исследование: «Африканская поступь истории»

      Комментарии к записи Историческое исследование: «Африканская поступь истории» отключены

Здравствуйте, посетители блога библиотеки имени В.Г. Белинского!

Наше сегодняшнее мероприятие приурочено к международному Дню Африки. 25 мая 1963 года на 1-й конференции правительств африканских стран в Аддис-Абебе (Эфиопия) была создана межгосударственная Организация африканского единства (ОАЕ), и был подписан её устав тридцатью африканскими странами.

История Африки богата на различные события — крупные и не очень, громкие, вошедшие в учебники всей планеты — и те, о которых знают далеко не во всех странах других континентов. Мы поговорим об одной из протоимперий, которая начала создаваться в первой четверти 19 столетия, но как и многие раннефеодальные (по исторической терминологии) образования, пережила своего создателя всего на 60 лет. Тем более, как раз в 19 веке началась сплошная колонизация африканского континента. До того, хватало колонизации прибрежной полосы — большего до нового времени не требовалось — вожди прибрежных племен сами охотно сотрудничали с колониальными администрациями. И не стоит рассматривать их так, как их изобразил Жюль Верн в своем «Пятнадцатилетнем капитане» — карикатурными алкоголиками, за пресловутую бутылку рома готовыми продавать собственных соплеменников. Как раз подобные персонажи долго на первых ролях не удерживаются — если вообще их достигают. Все было вполне организовано — с письменными договорами, постоялыми дворами, обслугой, охраной для живого товара — которым служили люди другого племени — и наемными лодками для доставки оного на корабли уже их европейских коллег-работорговцев…

19 век положил конец такой «идиллии» — европейским державам теперь требовался не живой товар, который местные партнеры могли «добыть» сами, а более вдумчивая и всеохватная эксплуатация местных ресурсов — что было на тот момент невозможно без прямого участия больших количеств колонистов. Ну и не стоит сбрасывать со счетов — в варианте классического колониализма считается, что экономические интересы метрополии могли быть надежно защищены только при надежном контроле территории. Читай — в случае классического колониального захвата.

Цитируя певца британского колониализма Редьярда Киплинга —

День — ночь — день — ночь — мы идём по Африке,
День — ночь — день — ночь — всё по той же Африке.
Пыль — пыль — пыль — пыль — от шагающих сапог…

Но это было несколько позже описываемых нами событий первой четверти ХIХ века.

Наш герой — Чака ка-Сензангакона (зулу Shaka kaSenzangakhona; 1787 — 22 сентября 1828) — основатель и первый правитель (инкоси) державы зулу — КваЗулу, столкнулся только с первыми волнами «глубинной колонизации» африканского континента.

Единственное прижизненное изображение Чаки…

Возглавил объединение зулусских и родственных им племён из группы банту в единое государство. Объединил разрозненные враждующие племена к востоку от Драконовых гор и создал в 1818 году Конфедерацию племен провинции Наталь, превратившуюся потом в могущественное Королевство Зулусов. Период его правления получил название мфекане. В ходе него Чака сумел расширить влияние и территории зулусов, используя мобильное войско импи, вооружённое укороченными ассегаями — иклва.

…а таким Чаку представляют современные художники

Мфека́не (от зулу ‘перемалывание’),  — термин, обозначающий бурные события в истории Южной Африки, связанные с расширением владычества зулусов под руководством Чаки и его наследников примерно с 1815 по 1835 годы. В то время как непосредственным результатом этих событий стало создание империи зулусов, они имели и другие последствия: племена, бежавшие от наступления Чаки, сеяли разрушение на своём пути, доходя из нынешнего Наталя до современных Малави (нгони), Зимбабве (ндебеле) и Лесото (сото). Для всех этих событий существовали объективные предпосылки. Первой из них стало увеличение численности населения в Зулуленде, то есть на востоке нынешней ЮАР. Оно было связано, в частности, с тем, что португальцы, имевшие колонии в Мозамбике, привезли из американских владений кукурузу, которая давала лучший урожай, чем местные злаки. С другой стороны, выращивание кукурузы требовало бо́льших водных ресурсов. Это значило, что, с одной стороны, правители могли позволить себе создать большую по численности армию, так как не нужно было направлять на выращивание злаков столько же людей, сколько и раньше, а с другой стороны, конкуренция за достаточно бедные водные ресурсы усилилась. Кроме того, очевидна стала потребность в объединении перед лицом усиливающейся активности европейцев.

К концу XVIII века почти все пригодные для обработки земли были уже заняты, а в начале XIX века страну поразила десятилетняя засуха. Чтобы обеспечить свою безопасность, Дингисвайо, глава клана мтетва, обитавшего на юге Зулуленда, по берегам реки Тугела, примерно в 1817 году заключил союз с вождями племени тсонга, контролировавшими путь к заливу Делагоа (ныне Мапуту). Это вызвало недовольство клана ндвандве, обитавшего севернее, в долине Понголы, то есть между землями мтетве и тсонга, тем более что в 1812 году Дингисвайо и Чака уже вытеснили один из кланов нгуни, нгване, за Буффало-Ривер, и явно представляли для ндвандве угрозу. Столкновения между Дингисвайо и Звиде, вождём ндвандве, положили начало междоусобной войне среди зулусов.

Сначала победу одерживал Звиде, которому удалось вероломно во время переговоров убить Дингисвайо, однако в битве при реке Мхалтузе в 1820 году мтетве и зулу, образовавшие союз под руководством Чаки, смогли нанести ндвандве тяжёлое поражение. После разгрома войска ндвандве зулусы захватили основную территорию противника, вырезав всё население и угнав все стада. Звиде был вынужден бежать на север. Зулусы, приходя в новые земли, часто вырезали всех мужчин и мальчиков, так что многие племена бежали от них, используя, в свою очередь, ту же тактику. Такой «эффект домино» распространился очень широко и привёл не только к масштабным переселениям, но и к консолидации государств, расположенных даже довольно далеко от центра событий. После поражения ндвандве в битве при холме Гокли (1818) Сошангане, военачальник армии ндвандве, бежал на север, где он смог подчинить себе племена тсонга, разгромить португальские поселения в заливе Делагоа, Инамбане и Сена и основать собственную империю Газа, продержавшуюся до 1895 года. Сами тсонга, в свою очередь, через хребет Лебомба бежали на север будущей Республики Трансвааль (нынешняя провинция Лимпопо). Вместо с Сошангане бежал другой вождь из ндвандве, Звангендаба. Он нанёс поражение империи Розви в нынешнем Зимбабве и основал государство нгони в нынешнем Малави, между озёрами Танганьика и Малави. Клан нгване под руководством вождя по имени Собуза, спасаясь от наступающих зулусов, бежал на северо-восток, разгромив по пути племя хлуби. Собуза был основателем нынешнего Свазиленда. Мзиликази, один из военачальников Чаки, со своим кланом ндебеле (матабеле) двинулся на запад, на территорию нынешней провинции Фри-Стейт, где сеял ужас среди сото. Столкновения с бурами заставили его перебраться на север, через реку Лимпопо, в нынешний Матабелеленд (юг Зимбабве). В то же время часть сото, клан кололо, спасаясь от матабеле, мигрировали сначала на запад, а затем, потерпев поражение от гриква, на север через нынешнюю Ботсвану, на запад Замбии, в Баротселенд, где они покорили народ лози, однако позже были изгнаны и переселились на восток, на территорию современного Малави. Многие из тех, кто бежал от зулусов на запад, оказались смешаны с коса; сейчас они говорят на языке коса, но сохраняют собственную идентичность, называясь мфенгу. С другой стороны, вождь сото Мошвешве I собрал вокруг себя тех, кто сопротивлялся нашествию ндебеле, и, уйдя в неприступные горные крепости, основал королевство Лесото.

Вот на таком бурном и кровавом историческом фоне и взошла звезда Чаки ка-Сензангакона — создателя одной из африканских империй.. Африканского Чингисхана, опоздавшего родиться. Удивительно, но в начале XIX века о зулусах никто и не слыхивал — они были лишь небольшим кланом, способным выставить едва ли пару сотен воинов. И, скорее всего, так бы оно и осталось, и тогда не было бы ни англо-зулусской войны, ни Изандлваны, как не возникло бы само государство зулусов и его столь прославившаяся черная армия. Этот удивительный феномен, безусловно, подтверждает правомерность тезиса о роли личности в истории. Такой личностью судьба одарила скромный маленький народ скотоводов на юге Африки, где в 1787 г., за 90 лет до англо-зулусской войны, родился чернокожий мальчик, которого назвали Чака. Ему бы в пору появиться на свет во времена Александра Македонского, и кто знает, кто тогда дошел бы до Индии или, как минимум, покорил бы Вавилон.

Рождение Чаки совпало с масштабными изменениями в жизни африканского населения Южной Африки. На территории южноафриканского побережья, между реками Тугела и Понгола, в конце XVIII — начале XIX веков происходит формирование нескольких крупных вождеств, соперничавших между собой за доминирование в регионе. Крупнейшими из них были мтетва, во главе с Дингисвайо, и ндвандве, предводителем которых был Звиде.

Крааль (поселение) зулусов — примерно в таком и родился Чака

Чака был сыном инкоси зулу Сензангакона, но незаконнорождённым. Из-за этого ему пришлось с ранних лет испытать много унижений и лишений, наложивших отпечаток на всю его последующую жизнь и характер. Когда Чаке было шесть лет, Сензангакона изгнал его вместе с матерью. Вина мальчика состояла в том, что по его недосмотру собака загрызла овцу. Когда его мать попыталась заступиться за него, разгневанный отец изгнал и сына, и мать. Из-за этого до наступления совершеннолетия ему вместе с матерью пришлось много лет скитаться по родственникам, пока они не нашли пристанище в землях мтетва.

Племена, подобные зулу, мтетва, нгуни, ндвандве и другие, находились на самом примитивном уровне военного развития. Их тактику и способ ведения войны можно сравнить с военными традициями североамериканских индейцев до появления там белых колонистов. Но, если индейцы в стычках с враждебными племенами предпочитали лук и стрелы, поражая врага на дистанции и крайне редко доходя до рукопашной, то зулусы и им подобные африканские племена тоже предпочитали бой на расстоянии, метая друг в другна ассегаи — легкие копья, которые воины брали с собой несколько штук, а использовав, подбирали вражеские и таким же образом пускали в дело.
Самого метателя довольно надежно защищал щит из кожи буйвола, вот почему он был такой большой и овальный, закрывавший почти все тело воина, от плеч до лодыжек. Во всех остальных смыслах, кроме защиты от метательного оружия, он был бесполезен.
Войны между такими племенами поэтому походили скорее на стычки, поскольку людей в них, при таком способе ведения боя, гибло не много. Выигрывал тот, кто брал в бою противника на измор.
Целью же войн было не захват территорий и истребление вражеской армии, а, как правило, подчинение окрестных племен более сильным и дань, которую затем брали скотом, этой основной домашней ценностью зулусов и их соседей. Кроме того, в случае новой войны, данники выставляли помощь своими вспомогательными отрядами.
Ни одно из племен не могло претендовать на полное превосходство на юге Черного материка, а колонии белых: англичан, буров, португальцев еще были слабы и там пока совершенно не интересовались событиями, происходившими в обширных и жарких африканских прериях.
Именно в это время на сцену истории и вышел Чака.

Достигнув 21 года, Чака вместе с другими своими сверстниками вошёл в состав военного подразделения — ибуто, получившего имя «Изи-ц’ве» («Люди из кустарника»). Благодаря своему мужеству, смекалке и сноровке, Чака довольно быстро выдвинулся и был назначен Дингисвайо командиром Изи-ц’ве, а в последующем возглавил и все вооружённые силы мтетва. Согласно устным преданиям, в это время Чака ввёл в военную практику зулу ряд новшеств, кардинально изменивших их представления о способах ведения войны. Чака заменил традиционный способ ведения войны — бросание копий издалека — на ближний бой укороченным и более тяжёлым ассегаем (особая форма копья у зулу).

Укроченный ассегай, введенный Чакой

Он сражался не как все и в бой выходил со своим, особым оружием. Легкие метательные ассегаи, которыми пользовались воины, и вообще, всю эту тактику, призванную минимизировать потери, как среди своих, так и чужих, он считал проявлением трусости и глупости — как можно снабжать врага оружием, бросая ему его?

Зулусский метатель дротиков «дочаковской» эпохи. Открытка ХIХ века.

Он запретил воинам носить сандалии, что резко ускорило их передвижение, ввёл строжайшую дисциплину и новую тактику охвата и окружения противника (строй «головы» и «груди» с вытянутыми «рогами»).

После нововведений в области оружия и тактики Чака перешел к тотальной войне, когда боевые действия велись до полного подчинения или уничтожения противника. Устная традиция зулу приписывает Чаке слова, которые ярко характеризуют его отношение к боевым действиям: «Врагу надо наносить такие удары, от которых он уже не сможет оправиться. Либо он перестанет существовать как самостоятельное племя, либо снова попытается схватить нас за горло»

В 1816 году Чака после смерти своего отца Сензангаконы, опираясь на поддержку Дингисвайо, встал во главе клана зулу в качестве инкоси ( вождя ). При этом назначенный Сензангаконой в качестве наследника Сигуджана, его сын от другой жены и соответственно сводный брат Чаки, был убит. Хотя подвластные Чаке территории первоначально были небольшими по сравнению с владениями других кланов и не превышали 200 км², а войско Чаки 400-600 человек, но именно с этого момента начинается его восхождение к вершине власти.

Главным мероприятием Чаки стало проведение военной реформы. Им были мобилизованы на военную службу все мужчины, способные носить оружие в возрасте от 20 до 40 лет. Из них он сформировал несколько военных подразделений — амабуто (мн. ч. от ибуто), которые составили ядро будущей армии зулу. В основу своей военной организации Чака положил принципы, которые он выработал, находясь на службе у Дингисвайо. Любое нарушение дисциплины или невыполнение приказа влекло за собой смерть. Чака также установил жёсткие ограничения на общение между противоположными полами. Отныне все молодые девушки объединялись в женские полки-амабуто, которые выполняли главным образом хозяйственные функции. Разрешение же на вступление в брак получали в качестве награды лишь особо отличившиеся в боях воины и ветераны, по возрасту уволенные с военной службы.

Вооружение армии зулу состояло из щитов высотой чуть меньше роста человека, изготовленных из выдубленной и высушенной бычьей кожи, натянутой на деревянный каркас, а также тяжёлого укороченного ассегая для ближнего боя. Чака тратил много времени на то, чтобы лично обучать каждого воина технике ближнего боя – под каким углом держать щит, как посылать ассегай – копье, чтобы оно летело точно в цель, и не терять при этом равновесия. Также Чака позаботился о тыловом обеспечении своих частей — при амабуто были образованы отряды носильщиков, состоявшие из молодых юношей, в чьи обязанности входило нести продовольственные припасы и минимально необходимый набор бытовых принадлежностей, включая теплые одеяла.

Отряд зулусских воинов в походе. Художник добавил историческую деталь — мальчиков носильщиков, которых называли — «у-диби» (пчелы).

В мирное время армия зулу постоянно занималась интенсивными военными тренировками и упражнениями, что вскоре превратило её в самую мощную среди африканцев военную силу Южной Африки.

Вскоре Чака решил испытать свое войско в бою и без труда, поэтому и почти без крови, подчинил своей власти соседний маленький клан Э-Лангени. Затем последовала война с более сильным кланом — бутелезе, с которым зулусы уже сражались ранее. Его вождь Пунгаше сам напросился на нее, высказав в адрес Чаки грубые оскорбления. Свое племя он считал более сильным и способным сокрушить каких-то там зулусов и их выскочку-вождя, которого презрительно называл «мальчишкой».

Когда оба войска сошлись,  у Чаки было всего 750 воинов (согласно Риттеру*смотри онлайн-мозаику с обложкой книги). Но тут Чака впервые применил и новый боевой порядок.  Его армию, которая теперь была вооружена колющими, а не метательными копьями, можно было бы сравнить с древнегреческой фалангой, но такое сравнение, все же, не совсем корректно.
Греки, вплоть до битвы при Левктрах, изменивших их представления о тактике ведения боя, строились в ряды сплошной прямой линией. Черная фаланга Чаки, при том, что тоже вооружена была копьями, отчасти напоминала и римский легион. Ее полки строились, разделившись на три части, с промежутками между ними: «рога» (фланги) и «голова» — центр. Позже, когда войско его выросло, за центром стал строится плотной колонной большой резерв — «тело». Полки также обладали внутренней спайкой. Этому способствовала племенная особенность зулусского войска — как правило состав полка был из одного большого крааля, куда вливались и воины из окрестных селений поменьше, такие отряды назывались «крыльями» и могли действовать самостоятельно, подобно римским когортам или манипулам. Также содействовало сплоченности полка разделение войска по возрастному признаку — как тут не вспомнить стойких римских триариев времен ранней республики?
Войско бутелезе ненамного превосходило маленькую армию Чаки. Вождь Пунгаше  настолько презирал своего юного противника и был настолько уверен в своей победе, что привел за собой женщин племени, явившихся поглазеть на побоище.
Чака ждал, пока враг приблизиться, поставив свой лучший полк, Фасимба, состоявший из отборных молодых воинов, в центре, а остальные силы разделил поровну по флангам. Сокрушительная атака Фасимба в центре и стремительный охват «рогами» противника с двух сторон, привели врага в полное расстройство. Вынужденные сражаться со своими легкими метательными копьями в рукопашную, воины ндванде начали сдаваться. Вождь Пунгаше бежал и укрылся во владениях чужого племени, враждовавшего с зулусами. Дальнейшая судьба беглеца не известна.
Но легко одержанной победой Чака не удовлетворился. Пленных не брали, зулусы  истребляли сдававшихся и разбегавшихся врагов беспощадно, в результате почти все их мужчины и даже большая часть женщин, беспечно явившихся посмотреть на битву, были истреблены. Это тоже было ново и не вписывалась в представления тамошних племен о войне, когда ценой двух трех десятков погибших воинов покупалась покорность слабого племени более сильному. Чака стремился уничтожить живую силу врага и саму его способность к возрождению. Здесь впервые проявилась свойственная ему чрезмерная жестокость, не только к побежденным врагам, но и в управлении своим народом, что однажды и привело его к гибели.
Но сейчас, после столь убедительной победы, авторитет и слава Чаки вышли далеко за пределы его маленького королевства, занимавшего пока всего 1% от территории будущего Зулуленда.

Зулусский воин с рисунка ХIХ века
Современная реконструкция зулусского воина времен Чаки — художник Robert Revels

Расправа над бутелезе устрашила другие племена, мелкие вожди поспешили выразить покорность суровому властителю, их воины пополнили быстро растущую зулусскую армию. Вожди племен и кланов, признававшие власть Чаки, сохраняли свои владения, но при этом должны были отправить к нему на службу всех взрослых молодых мужчин. Это делало почти невозможными восстания подчинённых племён против власти Чаки, так как «новобранцы» приносили присягу верности непосредственно самому Чаке и служили под началом командиров, назначенных им и подчинённых только ему. Главным инструментом поддержания контроля над завоёванными территориями стало строительство военных краалей (иканда), в которых квартировались «полки» зулусов. Иканда находились под управлением ближайших родственниц Чаки — его сестёр и тёток.

Надо понимать, во время правления Чаки реформы охватывали буквально все стороны жизни зулусов. Сначала Чака принялся восполнять недостаток скота, «занимая» его у соседних кланов. Те безропотно отдавали ему быков и коров, видя в нем опасного и сильного соседа. Среди нового стада формировалось ядро будущей знаменитой снежно-белой зулусской породы скота.

Но главное внимание Чаки было приковано к армии. Его клану предстоит возвышаться, и Чака не желал довольствоваться скромной, как ему казалось, властью отца. Армия, и только она, способна помочь ему в достижении цели! Чака отлично представлял, какая военная машина нужна ему, и с рвением принялся за дело.

Он решил начать свои опыты с изикве, сделать из них регулярные (насколько это вообще возможно в условиях родо-племенного строя) войска.

Чака отказался от традиционного архаичного построения на поле боя единой монолитной массой. Они разделились на четыре части, каждая из которых, в свою очередь, состояла из небольших отрядов. Самой сильной была «грудь», центральная группа войск, которая в бою шла по центру – лоб в лоб. Два рога окружали противника с флангов, разворачивались и сходились к центру. Четвертая группа – резерв «груди» – оставался позади и вступала в бой по приказу командующего. Тот находился неподалеку на возвышении и с помощью рассыльных посылал резерв в то место, где враг нажал сильнее. Войско наступало в полной тишине, а в атаку шло с криком, сохраняя боевые порядки.

Метатели дротиков, камней и бумерангов были выделены в отдельный род войск. Так же были созданы тыловая служба, разведка, связь (отряд самых быстрых и выносливых воинов-гонцов) и «кадетский корпус» (подразделение юношей – кандидатов в воины, изучавших военное ремесло на войне и в походах).

Возвращаясь к первой самостоятельной победе Чака… Доказывая свою преданность Дингисвайо, Чака послал ему захваченный скот бутелези. Вождь одобрил жест Чаки и вернул скот с благодарностью. Собрав всех вдов и девушек бутелези, Чака поместил их в построенный рядом с ква-Булавайо сераль. Всего там жило 1200 женщин – умдлункулу. Вождь называл их всех своими сестрами. За 12 лет его правления умдлункулу не произвели на свет ни одного младенца. Чака считал, что нельзя порождать на свет того, кто в один прекрасный день убьет его самого, став наследником. В этой мысли он не был оригинален…

К началу 1817 года территория клана зулу значительно увеличилась в размерах. Войско Чаки насчитывало уже 2 тысячи воинов. Осенью того же года Чака узнал, что его приемный дядя Мбийя умер в Длечени. Он прошел 70 миль до побережья океана и затем 20 миль вдоль берега до крааля Дингисвайо, чтобы попрощаться с Мбийей, которого очень любил. После переговоров с Дингисвайо оба вождя договорились выступить против Мативане, чей воинственный клан амангване жил у подножия Драконовых гор. Храбрый и мудрый вождь Мативане жил еще дальше ндвандве, но постоянно угрожал границам мтетва.

К неудовольствию Чаки, битва осталась незавершенной. Дингисвайо быстро окружил войска Мативане, и тот отделался добрыми заверениями и, таким образом, сохранил свои силы. Пока Мативане взвешивал сложившееся положение, хлуби растворились в горах, а на самого Мативане напал Звиде и изгнал из родных мест. Спасаясь от Звиде, Мативане уничтожил все встретившиеся ему на пути краали амахлуби и осел среди холмов. А амахлуби, лишенные всех средств существования, под началом Мпангазиты перевалили через Драконовые горы и опустились прямо на головы насмерть перепуганных сото.

Звиде был другом отца Дингисвайо, но в 1818 году произошла ссора, и Звиде убил приемного сына Дингисвайо. Это стало последней каплей, и вождь мтетва попросил Чаку помочь ему. Пока войска готовились к кампании, Дингисвайо пошел к ндвандве без оружия, желая мирным путем уладить все конфликты. По дороге он наткнулся на патруль, который доставил его к Звиде. Тот продержал Дингисвайо у себя два дня и, убедившись, что ему, вождю ндвандве, ничего не угрожает, велел казнить Дингисвайо, а голову передал своей матушке Нтомбази, которая собирала в своей хижине жуткую коллекцию отрубленных голов. По преданию, вместе с Дингисвайо умерли несколько его «амазонок» – личная охрана вождя, состоявшая из девушек. Хотя им и было дано указание возвращаться домой, они отказались покинуть вождя и закололи себя кинжалами на месте казни любимого правителя. Так около 1818 года армия потеряла военачальника, и только приезд Чаки помог командирам удержать людей от паники.

Легенды передают, что Звиде потребовал у Чаки выдать ему всех девушек.

«Какая наглость, – сказал Чака. – Никогда сестра моя не станет супругой этой высохшей шкуры, которая сожрала уже половину вождей нашего края. Пусть попробует сам добыть их!»

Кроме ндвандве, Чаке угрожали еще и квабе, мощный клан, живший между зулу и мтетва. Так молодой вождь зулу оказался между двумя фронтами. Оба клана по численности превосходили зулусов вдвое. Чака тщательно готовился к предстоящей битве. Он объявил всеобщую мобилизацию всех мужчин старше или моложе призывного возраста, способных носить оружие. Ополчение стало называться нкомендала – «беззубый старый скот», но прозвище это было почетным.

В апреле 1818 года близ холма Гокли, расположенного на берегу реки Умфолози (северо-восточная часть нынешнего ЮАР), Чака, имевший 4000 воинов, навязал противнику сражение. Применив отвлекающий манёвр и ложное отступление, зулусы нанесли войску ндвандва сокрушительное поражение. Только убитыми ндвандва потеряли 7500 человек. Пленных Чака приказал не брать. Среди павших оказались Номахланджана и ещё четыре его младших брата. Урон зулусов составил 1500 погибшими и 500 ранеными.

Через год, в мае 1819 года, вскоре после сбора урожая, Чака приказал сделать большие запасы продовольствия и спрятать их в надежных местах. Узнав от разведки о приближении армии Звиде, он эвакуировал в лес Нкандла всех жителей целого 40-мильного коридора, куда намеревался заманить врага. Сошангане внимательно изучил уроки поражения ндвандве у холма Гокли и вооружил войско такими же короткими и тяжелыми ассегаями. По-прежнему они были обуты в сандалии, и это делало их менее мобильными, чем зулусы.

Миновав холм Гокли, усеянный выбеленными солнцем костями, зулусская армия продвигалась по зулусской территории с трехдневным запасом продовольствия. Но зернохранилища, где ндвандве намеревались пополнить запасы, оказывались пустыми. На третий день они лишились и скота: отряд зулусов отбил быков и коров у немногочисленной охраны. Голод и холодные ночи заставили ндвандве устремиться за стадами, которые зулусы намеренно «показывали» на отдалении вражескому войску. Таким образом, противник вышел к восточной кромке леса Нкандла – прямо к главным силам Чаки, скрывавшимся в чаще.

В ту июльскую ночь, сообщает предание зулусов, дикий лес представлял собой жуткое, но величественное зрелище. Десять тысяч воинов расположились под сенью больших акатников. Тыльная сторона их листьев отражала огни тысяч костров, блеск ассегаев и щитов.

Чака сидел, прислонившись спиной к стволу лесного гиганта. Перед ним ярко горел костер. Слева от него находился молодой Мзиликази, будущий король матабеле, справа – двадцатидвухлетний мрачный Дингана, его сводный брат и будущий вождь зулусов. Другой сводный брат, пятнадцатилетний Мпанде, был в то время одним из у-диби. Пока что он подавал мясо и пиво своим братьям. В ту ночь лес Нкандла заключал в себе судьбу половины Африки…

После разгрома могущественного племенного союза ндвандве в мае 1819 года Чака был официально провозглашён инкоси – верховным вождём зулусов. Чака со своей профессионально обученной и хорошо вооруженной армией приступил к окончательному объединению зулусских и соседних племён. Первоначально он нападал на самые маленькие племена, разбивал и ставил перед альтернативой: либо полное подчинение своей власти, либо жестокая смерть. Войско Чаки стало стремительно пополняться за счёт вступления в неё покоренных соседей.

В 1826 году Сикуньяпа – сын и преемник Звиде, во главе большого войска предпринял поход против зулусов, чтобы отвоевать назад отцовские владения. В решающей битве Чака одержал окончательную и полную победу над ндвандве. Теперь во всей Южной Африке у Чаки не оставалось достойных соперников и конкурентов.

Отныне владения зулу простирались от Понголы до Тугелы и от океана до Кровавой реки. Территория клана со ста квадратных миль увеличилась до 11 500, а армия выросла с 350 до 20 тысяч воинов. На этой территории десятки вождей покоренных кланов получили статус, поставивший их выше прежнего положения. Население стало мало-помалу отождествлять себя с зулусами!

В центральной части своей территории Чака распорядился построить несколько крупных военных краалей – Гибисеку, Булавайо, Нобамба Изихлебе, Мбелебеле и Дукуза. Это была система опорных пунктов, призванных быть поддержкой регулярной армии. Каждый из них имел округлую форму, и против входа располагалась «королевская часть». По обе стороны загона для скота находились хижины воинов. Гибисегу был более трех миль в окружности и насчитывал 1400 хижин. Каждым поселением командовал военный вождь – индуна, назначенный лично Чакой.

Реорганизация общества на рельсах войны сопровождалась и перестройкой сознания. Гостеприимство и наивное любопытство, когда любого чужеземца окружала толпа гомонящих людей всех возрастов, выпрашивавших подачки и ощупывавших одежду, сменились более сдержанным отношением, граничащим с подозрением. На это ушли годы. Гордость, даже равнодушие к человеческой жизни, культивировавшиеся Чакой, соседствовали с железной дисциплиной, порядком, аккуратностью, которые привлекли внимание первых европейцев в этих краях.

Рекруты из всех племен и кланов перемешивались в армии, создавая «атмосферу лояльности» власти великого вождя, выхолащивая сепаратистские настроения. Живя и воюя вместе, они сливались в один народ. Тщеславные молодые воины, отличившиеся в бою, быстро продвигались по службе; местные вожди не в состоянии были создать серьезную оппозицию центральной власти. Зулу – диалект нгуни – стал объединяющим средством общения для всего региона, народ стал называть себя амазулу, а не наследниками прежних этнических и политических образований. Нгуни оказались лучшими преемниками и носителями новых изменений. Такой «взлет» зулусов многие исследователи пытались объяснить по-разному.

Однако истина кроется в уникальном сочетании различных факторов, когда организаторский и полководческий талант Чаки проявился в нужное время и в нужном месте. Чака сумел понять сложную ситуацию и использовать свои способности в нужном русле – в противоположность юным нгуни, у которых тоже имелись предпосылки для коренных перемен, но они так и остались политически раздробленными. У южных нгуни был свой талантливый и храбрый вождь Макоме, но он так и не смог перерасти от лидера отдельных племен в вождя крупного государственного образования, не смог преодолеть инерции вождей и самих жителей, не пожелавших объединяться.

А Чака смог!

В 1820 году, переправившись через реку Буффало, его импи напали на два больших клана – тембу (вождь Нгоса) и куну (вождь Макингване). Расселив вновь влившихся к нему людей на землях ндвандве, Чака таким образом захватил весь Наталь. Племена и кланы, не пожелавшие сливаться с зулусами, бежали на юг, где от беженцев уже страдали коса, теснимые белыми поселенцами…

К 1824 году все было кончено: на сотни миль к югу от Тугелы не осталось ни одного независимого клана. Только сотни и тысячи пустых краалей. Лишь пепел и кости. Сотни оголодалых групп людей бродили по саванне. Процветало людоедство. Ни один человек не отваживался посеять злаки или построить крааль…

В последующие годы могущество Чаки только возрастало. На пике могущества его армия насчитывала 50 000 профессиональных воинов-копейщиков. С этой грозной силой он к 1827 году захватил территорию общей площадью более двух миллионов квадратных километров. Зулусская держава простиралась от мыса Доброй Надежды до озера Малави, включая в себя нынешние территории ЮАР, Лесото и Свазиленда, а также южные провинции Мозамбика и Зимбабве.

После смерти горячо любимой матери Чака сделался вспыльчивым, раздражительным и подозрительным. Всё чаще он впадал в ярость и гнев без видимых причин, казня безвинных, не щадя своих приближенных и прославленных ветеранов, если те высказывали недовольство тем, что им приходится уходить всё дальше на север для бесконечных завоеваний.

Бесстрашный и отважный Чака, яростный и мужественный на поле боя в последние годы жизни стал панически бояться воздействия колдовства. Малейшее подозрение вождя в «посыле порчи», «сглазе», «привлечении злых духов» становилось смертельным приговором для обвиняемого. По обвинению в колдовстве сжигались вместе с жителями целые деревни. Неудивительно, что всеобщее недовольство поведением Чаки скоро вылилось в заговор против него.

Экспедиции зулусов продолжали обшаривать северные районы Наталя, пока в 1828 году сводный брат Чаки – Дингана – не заколол короля всех зулусов при большом скоплении народа…

Жестокие войны на земле зулусов продолжались до тех пор, пока все их земли не были захвачены бурами и англичанами…

Собрав онлайн-мозаику, вы увидите книгу, взяв которую в нашей библиотеке можно более подробно узнать о жизненном пути человека по имени Чака ка-Сензангакона:

Риттер, И.А. Зулус Чака / Э. А. Риттер. — пер. с англ.: В.Я. Голанта. — Москва: Наука, 1989. — 374с. — Текст: непосредственный.

Предлагаем вам ответить на вопросы викторины «Далеко, далеко, на озере Чад»:

Собрав онлайн-паззл вы увидите знаменитую гору Африки

Спасибо за внимание!