Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Наш исторический экскурс «Династия Мамонтовых: меценаты и магнаты» посвящён 180-летию со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова – выдающегося деятеля русской культуры и промышленности, владельца подмосковной усадьбы Абрамцево, строителя железной дороги Москва — Ярославль.
Наше мероприятие проводится в рамках проекта БРЭ, поэтому, как всегда, мы предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Статья из БРЭ о Мамонтове С.И.»
Мамонтов С.И. [биографическая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 18. Ломоносов – Манизер. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2011. – 767 с.: ил. – С. 717. – Текст: непосредственный.
Пожалуй, ни одна биография людей науки и искусства конца девятнадцатого века не обходится без упоминания имени Саввы Мамонтова. Имя этого человека стало символом русского меценатства, образцом подлинного служения отечественному искусству. Создатель Русской Частной оперы и уникального творческого содружества, вошедшего в историю русской культуры под названием Мамонтовского, или Абрамцевского Художественного кружка, Савва Иванович Мамонтов был исключительно яркой оригинальной личностью. Он – меценат и благотворитель, в усадьбе у которого часто собирались художники, писатели, поэты, учёные. Некоторые подолгу жили в Абрамцеве и творили свои бессмертные произведения. Но откуда у Мамонтова были средства на содержание творцов? И почему у него однажды возникло такое желание?
Род Мамонтовых, которому было суждено прославиться не только в Москве, но и во всей стране, берёт начало в небольшом городе Мосальске Калужской губернии. Фамилия, в которой слышится топот доисторических животных, произошла от имени святого Маманта. Мамантовым стал после крещения безродный приказчик Кондратий. Его сын Никита, освободившийся от крепостной зависимости, был записан уже Мамонтовым. Внук Федор занялся торговлей спиртными напитками — платил государству налог на них, а потом продавал по своей цене. Так ему удалось нажить неплохое состояние, которое он передал сыновьям. Его сыновья – Иван и Николай — стали основателями двух ветвей семейства Мамонтовых. Старший сын, Иван, переехал из Мосальска в Шадринск, а позже в Ялуторовск. Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября 1841 в Ялуторовске Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком. Самое примечательное в Ялуторовске середины прошлого века то, что этот город был местом поселения декабристов, и Иван Фёдорович Мамонтов принадлежал к тем просвещённым сибирским купцам, кто помогал «политическим преступникам». Так что самые ранние впечатления Саввы Мамонтова связаны с волнующими посещениями их дома ссыльными декабристами. И впоследствии в доме самого Саввы Ивановича, по свидетельству его сына, всегда поддерживался «особый культ» декабристов. Иван Фёдорович, отец Саввы, был уже купцом первой гильдии и, соответственно, обладал немалым капиталом. Иван Фёдорович занимался прибыльным в России делом – торговал алкоголем, причём имел право делать это по собственным ценам. Но маленький сибирский город Ивану Федоровичу был тесен. Он наладил торговлю в Чистополе, а после – в Орле и Пскове, и в 1849 году переехал в Москву вместе с женой и шестью детьми. В 1850-х годах Иван Фёдорович приобрел имение в Кирееве, которое впоследствии стало родовым гнездом Мамонтовых. Перебравшись в Москву, глава семейства расширил свой бизнес. А кроме того, помимо виноторговли, занялся нефтью и строительством железных дорог. Иван Фёдорович участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Вторая половина XIX века в Российской империи стала временем активного формирования сети железных дорог. Государство было крайне заинтересовано в их развитии — одной из главных причин поражения России в Крымской войне 1850-х стало отсутствие возможности быстро перебрасывать вооруженные силы через страну — и потому оказывало всестороннюю поддержку частным предпринимателям, решившим вложиться в их постройку. Предприниматели буквально сражались друг с другом за право быть подрядчиками. Иван Мамонтов оказался в числе счастливцев: в 1859 году он выиграл тендер на строительство Троицкой железнодорожной линии от Москвы до Сергиева Посада. Вложил около полумиллиона рублей — целое состояние. И не прогадал: уже первый год работы железной дороги принес больше 400 тысяч рублей. Он смог быстро окупить все расходы, потом оставалось только пожинать плоды удачной сделки. Открытие ее состоялось в августе 1862 года. Через шесть лет было начато строительство отрезка дороги до Ярославля. Мамонтов стал одним из соучредителей акционерной компании «Общество Московско-Ярославской железной дороги», а потом выкупил акции Общества Московско-Курской железной дороги. Однако Мамонтов умер в 1869 году, не дожив до окончания строительства. Иван Фёдорович уделял время и общественной деятельности — он был гласным Московской городской думы, а ещё поддерживал фотолюбителей. Для любого купца того времени главным было умение правильно считать, поэтому своим детям они давали в основном домашнее образование. Иван Фёдорович же к образованию относился серьёзно и постарался дать своим детям достойное образование: все его дети учились в гимназиях и вузах. Без этого они не были бы приняты в московском обществе как равные. Кроме того, дети Ивана Мамонтова имели возможность общаться с художниками, музыкантами, инженерами и учёными, которых привечали в доме Мамонтовых. Свойство улавливать новое унаследовал от отца его третий сын Савва, самый знаменитый из восьмерых детей купца Мамонтова. Образованный и решительный молодой человек легко освоился в новой для себя сфере. Надо сказать, что Савва особым рвением в учёбе не отличался. Младший Мамонтов увлёкся современной литературой и левыми идеями, а учёбу совсем забросил, что не могло не сердить отца. В качестве воспитательной меры Иван Фёдорович отправил сына на Каспий, где тот должен был набраться ума и опыта. Более года Савва провёл в Баку и Персии, где вполне успешно вёл дела. А вернувшись в Москву, слёг с болезнью. Чтобы поправить здоровье сына, Иван Фёдорович в 1864 году послал его на лечение в Милан. В Италии Савва начал брать уроки пения, изучал живопись. Там он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба состоялась в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался. После смерти Ивана Фёдоровича в 1869 году во главе его дела встал Савва. Увлекаясь искусством, он не бросил семейное дело и преумножил доставшееся от отца состояние. Савва Мамонтов в 1872-м занял директорское кресло, а также вошёл в правление Общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Иванович решил проложить железную дорогу от Ярославля до Костромы и Кинешмы (потом, в 1897-м, он продлит ее до Архангельска). Это было дорого, и остальные члены правления боялись, что смелая идея их разорит. Но у Мамонтова был контрольный пакет акций и все решения он мог принимать единолично. Опасения оказались напрасными, всё прошло благополучно. В 1875 году Савва Мамонтов победил в тендере на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Так появилось общество акционеров «Донецкая дорога». Общая протяжённость составила больше 500 километров, дорога стала самой разветвленной железнодорожной сетью в мире. Попутно приводили в порядок старые станции и вокзалы, создавали новые. Савва Иванович выкупал, строил и реконструировал заводы, став одним из богатейших и уважаемых людей Москвы. Но Савва вкладывал деньги не только в промышленность. Он был меценатом. В нём удивительным образом сочеталась прагматичность дельца и страстность натуры артиста, творца. Постепенно, помимо коммерческих дел, всё больше внимания, времени, средств Савва Иванович стал уделять искусству. Еще в юности он страстно увлекался театром, что послужило даже причиной разногласий между ним и отцом. Поражает обилие и разносторонность его талантов: певец, музыкант, актёр, режиссёр, драматург, скульптор, художник-керамист, строитель-путеец, путешественник, миллионер. По собственному утверждению Мамонтова, его главный талант состоял в умении «находить таланты». Действительно, ему удалось собрать вокруг себя лучших художников, музыкантов и актеров того времени – Репин, Поленов, братья Васнецовы, Суриков, Серов, Врубель, Левитан, Шаляпин, Станиславский, Рахманинов, Римский-Корсаков и многие другие… Благоприятная атмосфера мамонтовского дома позволяла оторваться от повседневных забот и возвыситься до подлинного творчества. Благодаря исключительно плодотворным результатам совместной деятельности, Мамонтовский кружок стал уникальным явлением не только в русской, но и в мировой культуре.
Савва Иванович много сил и времени отдал железным дорогам, но о своей давней любви к искусству никогда не забывал. В 1870 году Мамонтовы купили усадьбу Абрамцево, бывшее имение писателя Аксакова. Свою усадьбу в Абрамцеве он превратил в точку притяжения для художников, актеров, музыкантов. Знакомство семейства Мамонтовых с этим домом произошло еще в 1870 году, когда Савва Иванович решил приобрести загородную недвижимость. Раньше дом принадлежал дочери писателя Сергея Аксакова. Здание к моменту покупки было в плохом состоянии. Однако будущих хозяев подкупил живописный вид вокруг, и вложения в ремонт их не пугали. Елизавета Григорьевна, жена Саввы Ивановича, занялась общественной деятельностью. В 1873-м она открыла больницу для крестьян, через год — школу со столярной мастерской. Гостями обновленной усадьбы стали художники Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Василий Поленов, актриса Гликерия Федотова, композитор Сергей Рахманинов, коллекционер Павел Третьяков, певец Фёдор Шаляпин. Его Мамонтов увидел в одном из театров в Петербурге, пригласил к себе в Москву. Сотрудничество с Саввой Ивановичем положило начало большой карьере певца. В 1873-м Савва Иванович открыл студию-мастерскую для друзей-художников. Они могли приходить туда в любое время, сам хозяин занимался там лепкой. По желанию гости могли остаться в Абрамцеве пожить на какое-то время. Они знали: здесь, в этом месте, их никто не будет отвлекать от работы. Мамонтова прозвали Саввой Великолепным, сравнивая его с покровителем искусств эпохи Возрождения Лоренцо Великолепным. На протяжении четверти века гостями и жителями Абрамцево были многие талантливые люди, цвет русской художественной интеллигенции. Здесь, на «лучшей в мире даче», по выражению И.Е. Репина, сложилась первая в истории России художественная колония, которая объединила единомышленников — энтузиастов нового искусства. В этом смысле Абрамцево с его культом универсализма художника, с его мастерскими, где производили предметы прикладного искусства, мебель, детали архитектурного оформления, может служить исторической параллелью таким явлениям европейской культуры как Понт-Авен во Франции или Ворпсведе в Германии. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени — тенденцию к созданию целостной художественной среды. Именно здесь, в Абрамцеве, была написана знаменитая картина «Девочка с персиками» Валентина Серова, сегодня хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Моделью для нее стала 11-летняя Вера, дочка Мамонтова. Работа заняла почти два месяца: непоседливому ребенку было трудно позировать, застыв в одном положении, но художник всегда находил слова, чтобы её уговорить.
Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Девочка с персиками»
Редко какое произведение российской живописи обладает столь счастливым сочетанием профессионального артистизма и живого непосредственного чувства. Впечатлениями от природы и обстановки абрамцевского дома проникнуты картины Васнецова — «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри». В них чувствуется непосредственное воздействие той идеи возрождения национального искусства, которая вдохновляла и других членов кружка. Эта идея воплотилась в создании Абрамцевских мастерских в 1888 году. Художница Е.Д. Поленова при поддержке Саввы Ивановича осуществила тем самым первый практический шаг к сохранению и возрождению кустарных народных промыслов, благодаря чему появилось первое в мире учебное заведение (ныне АХПК), которое до сих пор готовит кадры, прославляющие Абрамцево в своём декоративно-прикладном творчестве. Одновременно в конце 1880-х годов были организованы и гончарные мастерские, которые дали русскому искусству высочайшие образцы керамики — майоликовую скульптуру М.А. Врубеля.
Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Работа Врубеля «Маска льва».
Благодаря своей подвижнической деятельности, С.И. Мамонтов составил прекрасную коллекцию современного российского искусства. От других коллекционеров и меценатов его отличала необычайная творческая активность. Мамонтов заложил новую традицию в российском театре — создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано на исходе 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие. В 1885 году Мамонтов создал Частную русскую оперу — первый профессиональный театр подобного типа после отмены императорской монополии на столичные театры. Собственная судьба Саввы Ивановича складывалась не так счастливо, как судьба его начинаний в искусстве. Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна. Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи. Он автор книги «О железнодорожном хозяйстве России», кавалер ордена Владимира 4 й степени. В начале 1990-х Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрёл Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить её строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась. Средств становилось всё меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который закончился полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона. Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка, у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте. Но в 1899 году Савва Иванович Мамонтов потерпел полный финансовый крах, так как не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. В июне 1899 года Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва. Ревизия закончилась арестом Морозова и конфискацией дома на Садовой. Несмотря на все усилия друзей и положительное мнение рабочих, он несколько месяцев просидел в Таганской тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог. В тюрьме Савва Иванович лепил скульптуры охранников и по памяти. В доме сына, куда Савву Мамонтова перевели под домашний арест, его навещал Коровин. В суде Мамонтова защищал известный адвокат Фёдор Плевако. Он был другом Саввы Ивановича ещё с юридического факультета. Он доказал, что его клиент преступных намерений не имел, никаких денег себе не оставлял и желал только одного — принести пользу обществу. Его оправдали. Вместе с Саввой Ивановичем на скамье подсудимых как соучастники были члены его семьи — брат Николай Мамонтов и сыновья Сергей и Всеволод. На свободу Мамонтов вышел банкротом. Его железную дорогу передали государству, имущество распродали. Деловая репутация, которую он создавал всю жизнь, была разрушена. Начинать заново не было ни сил, ни желания. Единственной его радостью стала художественная керамика. Некоторые образцы, сделанные им, даже экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. За них он получил золотую медаль. Последние десятилетия жизни Мамонтова прошли в Москве, в небольшом доме, к которому примыкали гончарная и скульптурная мастерские. До конца жизни Савва Иванович сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов. Российские художники с благодарностью помнили Савву Ивановича. Его хутор «на Бутырках» стал таким же местом паломничества, как некогда дом на Садовой и Абрамцево, хотя Мамонтов, отойдя от дел, не мог уже оказывать другим помощь и поддержку. «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство» — так сформулировал смысл его деятельности К.С. Станиславский. Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года.
Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Великий меценат Савва Мамонтов»
У Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых было пятеро детей. Первый сын – Сергей, затем Андрей, Всеволод, а затем две дочери: Вера и Александра. Наконец-то первые буквы, имен их детей—Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра составили полное имя отца—САВВА. Дети Саввы Мамонтова разделяли и его страсть к искусству, и увлечённость семейным делом.
Сергей Саввич Мамонтов (1867-1915)—старший сын — был членом правления акционерного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а также сотрудничал с газетами и журналами, делая для них материалы о выставках и спектаклях. Кроме того, он — ученик Ильи Репина — участвовал в выставках Союза русских художников. Пьесы, написанные им, ставились во многих театрах. А в 1911 году он основал антрепризу «Мамонтовский театр миниатюр». Там в основном ставили маленькие одноактные пьесы, а в числе дебютантов был Александр Вертинский. Театр проработал всего четыре года. Вместе с отцом привлекался к суду, 3.07 1900 признан невиновным. Умер 3.08. 1915 на фронте в городе Тарнаполе.
Андрей Саввич Мамонтов (1869-1891)—второй сын Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, художник. Участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Оставил после себя много эскизов и орнаментов. Послужил моделью к образу Алеши Поповича для картины В.М. Васнецова «Богатыри». Умер 7.07.1891 от простуды. Похоронен в часовне церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.
Всеволод Саввич Мамонтов (1870-1951)—третий сын, также входил в состав правления общества. После суда, который оставил его отца ни с чем, он уехал из Москвы, поселился недалеко от Мценска, стал заниматься псовой охотой. Новое дело настолько его увлекло, что он стал регулярно писать статьи в специализированные издания. Уже в советское время, в 1920-х, он стал заведующим Московской испытательной станцией охотничьих собак. С 1948 года работал в музее Абрамцево экскурсоводом. Автор воспоминаний о художниках Абрамцевского кружка, о Мамонтовской частной опере. Умер 23.04.1951, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Вера Саввична Мамонтова (1875-1907)—первая дочь, участница домашних спектаклей, весёлая и непосредственная, она вдохновляла многих художников. Вера Мамонтова, та самая девочка с персиками, повзрослев, позировала для полотен Михаила Врубеля, Николая Кузнецова, Виктора Васнецова. Последний, например, написал с её участием одну из своих самых знаменитых работ — «Девушка с кленовой веткой». Вышла замуж за А.Д. Самарина в ноябре 1903 года. Затем один за другим появились трое детей: два сына и дочь. Неожиданно в самом конце декабря 1907 года, через пять лет после свадьбы, Вера Саввична умерла, проболев три дня воспалением лёгких. Похоронили её в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Младшая дочь Саввы Мамонтова, Александра Саввична (1878—1952). Получила домашнее образование. После смерти матери занималась воспитанием племянников Самариных. В 1915-1917 член правления местного комитета Российского общества Красного Креста, была основателем музея-усадьбы Абрамцево (1918-1926). Именно благодаря ее неутомимой деятельности усадьба была спасена от разграбления и превращена в музей. В 1928 году была арестована. После ареста переехала к брату Всеволоду в Поленово Тульской обл. Похоронена в Бехове, близ Поленова.
Савва Иванович, конечно, самый известный из Мамонтовых. Однако среди династии были и другие люди, достойные упоминания. К миру искусства имели отношение не только Савва Мамонтов и его дети, но и другие члены семьи, например, старший брат Анатолий Иванович.
Из-за брака, в который он вступил без благословения родителей, с ним не общались долгие годы. Его лишили наследства, но даже без семейных денег он открыл в 1866 году свою типографию «Анатолий Иванович Мамонтов» и несколько книжных магазинов. Его сын Михаил стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, среди его учителей — Василий Поленов. С середины 1860-х Михаил регулярно участвовал в различных выставках, был учредителем и членом объединения «Союз русских художников». Сегодня в Третьяковской галерее можно увидеть его «Дорогу через овраг» и «Осень».
Двоюродный брат Саввы Мамонтова Иван Николаевич был известным благотворителем. Он помог создать проект «Народное здравие», благодаря которому на средства московских предпринимателей открыли 49 приютов и яслей, 33 богадельни, девять учебных швейных мастерских для девочек и многое другое. Сын Ивана Николаевича Сергей всерьез увлекся музыкой и даже был дирижером в Частной русской опере своего двоюродного дяди. После 1917 года он уехал в Эстонию, где возглавил Русское музыкальное общество и преподавал в Таллиннской консерватории.
Родная племянница Саввы Мамонтова Мария Якунчикова (супруга предпринимателя Владимира Якунчикова) вместе с женой дяди в 1890 году открыла «Магазин русских изделий», где изготовляли и продавали предметы художественно-кустарного промысла. Он располагался на Петровке. Затем в одном из сел Моршанского уезда она наладила производство женской одежды и художественной вышивки. Эти изделия высоко оценили на Всемирной выставке в Париже. Чуть позже Мария Федоровна занялась изготовлением паласных ковров, которые пользовались огромной популярностью на выставках в Москве и Париже. Государство выделило предпринимательнице 400 тысяч рублей на строительство коврового цеха. Производство работало до 1914 года. После революции Мария Федоровна уехала во Францию, где продолжала заниматься творчеством.
Двоюродная племянница Саввы Ивановича Маргарита Кирилловна после смерти мужа — Михаила Морозова, выходца из известнейшей купеческой семьи, — покровительствовала творческим людям, например, композитору Александру Скрябину. Морозова открыла издательство, помогала выпускать журналы, жертвовала средства на постройку больниц, приютов и школ. После революции все ее имущество национализировали. Мамонтовы смогли породниться с Третьяковыми, Самариными и другими известными в Москве и стране семьями. Савва Иванович был женат на Елизавете Сапожниковой, двоюродной сестре Константина Алексеева (Станиславского), руководителя кабельного завода и реформатора отечественного театра. Они познакомились в Италии и больше никогда не разлучались. Вера Мамонтова стала женой Александра Самарина, потомственного дворянина. Его семья была против этого брака, считая, что купеческая дочь не должна носить прославленную фамилию. Влюбленные поженились только после смерти главы семейства.
Двоюродные сестры Саввы Ивановича Вера и Евдокия также нашли свое счастье с известными в Москве людьми. Евдокия Николаевна выбрала в мужья Константина Рукавишникова, предпринимателя и благотворителя. После его смерти она стала попечительницей Рукавишниковского приюта. А Вера вышла замуж за основателя Третьяковской галереи предпринимателя Павла Третьякова. Их дочь Александру взял в жены Сергей Боткин, врач и коллекционер, сын известнейшего доктора. Александра много занималась фотографией, переняв любовь своей семьи к искусству. Между прочим, Мамонтовы в какой-то степени связаны с царской семьей. Сергей Мамонтов, дирижер сначала «Частной оперы» своего знаменитого дяди, а потом и Большого театра, был первым мужем Натальи Шереметьевской, которая впоследствии стала морганатической женой князя Михаила Александровича (сын Александра III и брат Николая II).
Какой бы путь ни выбирали Мамонтовы, практически все они были натурами одаренными, страстными, не чуждыми даже некоторого авантюризма. Они оставили нам в наследство бесценные сокровища, которые без них вряд ли увидели бы свет картины, стихи, музыку. Все то, что помогает человеку духовно развиваться и находить свое место в этом мире.
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.