Информ — досье «На арене цирка»

      Комментарии к записи Информ — досье «На арене цирка» отключены

Здравствуйте, уважаемые читатели библиотеки имени В. Г. Белинского! Сегодня мы поговорим с вами о Ростовском цирке, которому в 2022 году исполняется 65 лет.

Летом 1838 года в городе Ростове-на-Дону, в районе пересечения современных улиц Пушкинской и Семашко, купцом Садомцевым был построен первый летний театр – балаган с ложами, галереей, партером и креслами для уважаемой публики. Историки спорят, но мы всё же решили отсюда начать исчисление эры ростовских стационарных цирков. Разумеется и раньше в город приезжали разные бродячие труппы. Но именно в 1838 году, сметливый ростовский купчина сообразил, как извлечь прибыль из искусства, и стал первым городским антрепренёром. Кстати театр — балаган Садомцева был и первым залом – трансформером потому, как уже в те времена, после удаления кресел из партера, он превращался в цирковое помещение. Первый ростовский «стационар» мог принимать под своей крышей и театральных, и цирковых артистов.

В 1882 году основатель всемирно известной Асмоловской табачной продукции, купец 1-й гильдии, Владимир Иванович Асмолов выстроил театр на 1200 мест, выполненный в лучших русских архитектурных традициях того времени, впервые открыл свой занавес уже 19 октября 1883 года. Причём качество постройки было наивысшим, и Асмоловский театр стал любимым местом развлечения ростовской публики на многие годы. К сожалению, жестокий пожар в начале прошлого столетия уничтожил это прекрасное здание.

Рядом с Коммерческим клубом, как и с его предшественником, Клубом приказчиков, долгое время обитал цирк–шапито «Голгофа» именуемый ещё и «Цирком Нерона». Двухмачтовый шатёр вмещал 1500 зрителей.

В 1896 г., 126 лет назад именно на этом месте, по нынешнему адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский 45, а в те давние времена на пересечении Сенной улицы и Таганрогского проспекта, родился, если можно так выразиться, дедушка нашего цирка. С возникновением этого театра – цирка больше связывают имя Пелагеи Дмитриевны, чем Алексея Павловича Машонкина. То был громоздкий деревянный домище, приспособленный как для цирковых, так и для театральных представлений.

Деревянный театр-цирк был построен. Но вот, уже через 10 лет, пожароопасное и потому неотапливаемое зимой помещение снесли. А на его месте воздвигли новый фундаментальный каменный театр-цирк, продолживший называться Машонкинским.

Он открылся 12 октября 1906 г. и, если проводить родственную аналогию, стал отцом современного циркового здания.

Машонкинский театр-цирк популярен, он процветает до самого конца царской эпохи и меняет своё название только при Советской власти.

С 1917 года открывается новая страница цирковой ростовской жизни.

После революции и гражданской войны, здание театра-цирка Машонкина было национализировано и передано трудовому коллективу цирковых артистов.

В 1924 году цирк Булля, также существовавший в Ростове как весьма опасный в пожарном отношении, был снесен, а в Машонкинском здании продолжал работать до 1929 года цирк Центрального управления государственных цирков (ЦУГЦ) Наркомпроса.

Театр Машонкиных в дни своего расцвета видел таких звезд театрального мира как: Станиславский, Вяльцева, Хмелев, Книппер-Чехова и это ещё далеко не весь список.

С 1930 по 1935 год в ростовском Большом театре играла труппа драматического театра им. Луначарского.

Ростовский цирк, лишившийся в 1929 году своего стационара, зимой давал представления на сцене небольшого здания «Мюзик-холла», находившегося в парке им. М. Горького, летом представления шли в передвижных шапито. Несмотря на эту неустроенность, на все трудности нового советского режима, город продолжал испытывать огромную любовь к цирковому искусству, и казалось, что популярность цирка только возрастала.

В 30-е годы четырехмачтовое шапито на 3600 мест устанавливалось в Кировском сквере. Двухмачтовое шапито на 2600 зрителей ежегодно возводилось в парке им. М. Горького, рядом с Домом офицеров.

В конце 30-х, начале 40-х годов прошлого столетия в нашем городе появился человек, создавший неповторимые номера, лёгшие в основу целого современного циркового направления. Звали его Михаил Николаевич Туганов, и был он учеником легендарного Алибека Тузаровича Кантемирова, создателя отечественной верховой школы цирковых наездников. Михаил Туганов смело отошёл от тогдашних канонов цирковой выездки, вольтижировки и джигитовки.

В станицах Дона он набрал в свою труппу талантливых молодых наездников и организовал конный «Донской казачий ансамбль». С 1939 года по 1941 год просторное шапито поднималось на площади за гостиницей «Ростов». Здесь впервые артисты нового ансамбля стали выступать перед публикой с полноценными театрализованными номерами, имеющими связанный захватывающий сюжет, насыщенный сложными трюками, музыкальными и песенными вступлениями. Конные сюиты с названиями: «На Дону», «О чём звенят клинки», навсегда вписаны джигитами Туганова в историю Российского цирка.

В самом начале Великой Отечественной войны «Донской казачий ансамбль», находящийся в то время на московских гастролях, прямо после вечернего представления, в конном строю развернув гармони, распевая лихие казачьи песни, в полном составе покинул цирк. Джигиты-добровольцы отправились в казармы Первого Особого кавалерийского полка Наркомата Обороны, где формировались для отправки на фронт кавалерийские части.

Вот так Ростовский цирк, как и вся наша страна, вошёл в самый страшный и беспощадный этап современной истории. Великая Отечественная или Вторая мировая война искалечила миллионы человеческих жизней, разрушила десятки государств. Но Россия выстояла, победив фашизм. Выстоял и Ростовский цирк.

11 джигитов из первого состава конного ансамбля Донских казаков погибли, многие были изранены. В перерывах между боями наши артисты давали цирковые представления для своих боевых товарищей. Сам Михаил Туганов дослужился до звания майора. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его конную группу в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. На гимнастёрках и кителях военных артистов сверкали награды за сложные боевые операции. В последний год войны Тугановский коллектив разъезжает по фронтам со знаменитой советской певицей Лидией Руслановой.

В начале мая 1945 года они вместе дают свой последний военный концерт в Берлине, среди разрушенных стен покорённого Рейхстага!

После освобождения Ростова с февраля 1943 года по 1957 год ростовчане могли посещать цирковые представления только в летнее время. Цирк располагался на площадке в саду «Арс» (территория бывшей усадьбы доктора Г.И. Ткачева, ныне Большая Садовая ул., за современным зданием Дворца творчества детей и молодежи). Под куполом шапито давали спектакли лучшие коллективы советского цирка.

В августе 1957 года Ростовский государственный цирк переехал в новое здание зимнего стационара на проспекте Буденновском, 45. Так была открыта новая страница славной истории Ростовского цирка. Глядя на его могучую колоннаду скорее скажешь, что это театр, но не цирк. И только грандиозный барельеф на фронтоне именуемый «Наездница с фанфаристами» и две характерные фигуры артистов по бокам от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.

Главным отличием нового цирка стал просторный, богато украшенный зрительный зал, рассчитанный на 1300 мест. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Высота от манежа до купола 18 метров, диаметр купола 34 метра. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных искусственным мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.

В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяло подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.

Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.

Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт, электрическая подстанция.

Не забыты и четвероногие помощники артистов – животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов.

По мнению специалистов, Ростовский цирк на момент открытия, был одним из самых красивых и технически оснащенных стационаров в Европе. И не случайно, когда в 1958 году глава СССР Н.С. Хрущев приезжал в Ростов вручать области орден Ленина, то торжественная церемония проходила в лучшем городском помещении – Ростовском государственном цирке.

В Ростовском государственном цирке работали выдающиеся режиссеры: В. Вольный, Е. Рябчуков, А. Артемьев, а также заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии циркового искусства Владилен Иванович Левшин, который создал более 40 цирковых номеров, многие из которых стали лауреатами международных фестивалей и конкурсов циркового искусства. В память о Владилене Левшине на здании цирка установлена мемориальная доска и на Алле звезд города на пр. Ворошиловском открыта золотая звезда. Возглавляли цирк в разные годы: Г. Алиев, В. Карпенко, Р. Тараев, Е. Грушко, С. Зябрев, Д. Резниченко, И. Байтингер, И. Юркова.

Жизнь и творчество многих выдающихся артистов и династий российского цирка связана с Ростовом: Филатовы, Корниловы, Безано, Кук, Кантемировы, Буслаевы, Артемьевы, Язловские, Ростовцевы, Бараненко и другие. Мемориальная доска, работавшему в Ростове, основателю системы зооцирков СССР Ивану Филатову, родоначальнику династий Филатовых и Корниловых, украшает фасад цирка.

100-летие выдающегося ростовчанина — артиста цирка Народного артиста СССР, Героя социалистического труда Евгения Тимофеевича Милаева, также отмечено в 2010 году установкой мемориальной доски на здании цирка.

В Ростове состоялись последние гастроли народного артиста СССР Олега Попова. Перед зданием цирка в 2017 году Солнечному клоуну установлен памятник, работы скульптора С. Букке.

Сегодня здание цирка – это объект культурного наследия России Регионального значения. Ростовский цирк является крупнейшим в регионе учреждением культуры и входит в состав компании «Росгосцирк». Именно здесь богатые традиции прошлого находят своё отражение в лучших программах современного российского цирка.

Вашему вниманию предоставляется онлайн викторина «Цирк! Цирк! Цирк!»

Спасибо за внимание!

Багдасарова А.Н.