Здравствуйте, уважаемые читатели и пользователи нашего блога!
Тема нашей сегодняшней встречи – разговор о советском писателе Алексее Максимовиче Пешкове (литературный псевдоним — Максим Горький). Родился 16 марта 1868 года (по новому стилю – 29 марта), умер 18 июня 1936 года). Прожил 68 лет.
При советской власти он считался основоположником социалистического реализма.
Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Портрет Горького» :
О писателе Горьком написано сотни литературоведческих книг, его именем названы улицы, площади, парки культуры и отдыха населения почти во всех крупных городах России (кстати, и в нашем городе тоже). Горькому воздвигнуты памятники высокого художественного уровня (в том числе и у нас, в Ростове, на набережной). Студия детских и юношеских фильмов также была названа его именем. При товарище Сталине был даже громадный самолёт с надписью на борту – «МАКСИМ ГОРЬКИЙ». Существовал и пароход, названный в его честь… Зачем это было сделано? Так нужно было тогда советскому правительству. Сейчас эту кампанию назвали бы мощным пиаром.
Но, несмотря на обилие книг о нём, литературоведы придерживаются противоречивых мнений о его творчестве, да и само его творчество они считают противоречивым. Приведу примеры разных мнений о нём.
Одни считают Горького «гениальным менеджером», поскольку он умело продвигал (как сейчас выражаются) свои произведения в массы. А произведения свои он писал в зависимости от того, чего от него ждали.
Горький был самым издаваемым автором в СССР ещё при жизни. Его творчество было таково, что каждый читающий мог найти в нём что-то своё. Если читатель был романтиком, то он находил в произведениях Горького сколько угодно романтики («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Сказки об Италии»); если мистиком – то находил мистические нотки там, где он хотел их найти; если реалистом, то пожалуйста – читайте его полную автобиографию «Детство», «В людях», «Мои университеты»; если оптимистом – видел позитив; если пессимистом – видел негатив; символист видел символизм и т. д. и т. п.
Другие литературоведы утверждают, что Горький, дескать, ненавидел крестьянство и поэтому, мол, у него ничего не написано о крестьянстве, которого он не понимал, не знал и не хотел знать. (Действительно, у него ничего нет о крестьянстве – М.Н.)
Третья группа учёных-критиков считает, что любимыми сословиями Горького были босяки и интеллигенция, причём, именно в такой последовательности. Горький обожал писать о босяках, он хорошо знал их психологию, взаимоотношения и достаточно реалистично описывал все детали их быта, образ жизни и лексикон.
Рассказы Горького, пьеса «На дне», известная даже за рубежом, «не похожа ни на что» в мировой литературе; там много иносказательности, как в Библии, есть даже свой «пророк» — лукавый Лука…
Четвёртая группа аналитиков литературы высказывается так : в принципе не существует такого понятия – «социалистический реализм»; его придумали наши «партайгеноссе» и подогнали всё творчество Горького под этот выдуманный термин. Славу Горького раздули искусственно, поскольку народным массам в тот исторический момент был нужен именно такой писатель – вышедший из народных масс, без всякого образования, но начитанный и самообразованный, если можно так выразиться, словом, — самородок, хороший пример для подражания.
Следующая группа критиков придерживалась мнения о том, что любимой темой пролетарского писателя было изображение купечества, например, повесть «Фома Гордеев», где Горький, критикуя, в то же время якобы тайно «завидует» неправедно нажитому богатству крупных купцов и мелких купчиков; что Горький сам мещанин в душе и прочее и прочее.
Но всё же все литературоведы сошлись на том, что Горький явил собой яркий пример некоей двойственности. Возможно, она была отражением сложной и двусмысленной эпохи сталинского центризма… С одной стороны, — вышедший из народа писатель помогал семьям репрессированных заключённых и молодым неизвестным писателям, а с другой – писал хвалебные статьи о правильных методах перевоспитания чекистами «неправильных» граждан. Общеизвестно, что советский писатель Максим Горький, побывав на строительстве Беломорканала и в соловецком лагере смерти (сокращённо СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения – М.Н.) «не заметил», то есть не захотел заметить ужасных условий содержания заключённых, в том числе детей. Конечно, он побоялся написать правду, теперь в этом нет сомнения. Впрочем, в то время многие боялись писать и говорить правду…
Чтоб не сложилось ложного мнения, что авторы монографий выискивают недостатки у советского писателя Максима Горького, необходимо отметить, что учёные старались быть объективными и корректными. Кто-то из них считает, что главной личной заслугой Горького является создание Союза советских писателей, что обеспечило писателям, входящим в него, безбедную и привилегированную жизнь на целые десятилетия. Горький добился от правительства того, чтобы у писателей был твёрдый оклад, дачи, право на получение гонораров в любых республиках Советского Союза, право на отдых в санаториях только для членов Союза Писателей и членов профсоюза. За одно только это писатели нескольких поколений просто обязаны благодарить Горького. Кроме того, он обладал очень редким для творческой советской интеллигенции талантом : он любил талантливую молодёжь, всячески поддерживал её и не завидовал чужим дарованиям. Это и в наше время большая редкость, надо заметить…
В общем, как я уже упоминала в самом начале, мнения выступавших были самыми разными, поскольку творчество М. Горького очень неоднозначно и, чтобы досконально изучить его, потребуется вся жизнь, поэтому мы ограничились лишь обзором чужих мнений, достаточно интересных. Такой плюрализм мнений был немыслим при советской власти, т. к. мнение у всех должно было быть только одно – совпадающее с мнением товарища Сталина.
Мы же хотим сегодня немного приоткрыть завесу тайны, касающуюся личной жизни писателя Горького. Это и будет раскрытием темы «Горький знакомый и незнакомый».
Начнём с приёмного сына Горького, о котором мало кто знает. Это — Зиновий Свердлов, сын гравёра Михаила Израилевича и Елизаветы Соломоновны, жителей Нижнего Новгорода. Ныне та гравёрная мастерская является музеем, достопримечательностью города. Максим Горький, в то время ещё Алексей Пешков, был знаком с этой семьёй и частенько захаживал к ним в гости. В 1901 году он вместе с Зиновием был арестован по обвинению в использовании мимеографа (печатного агрегата) в целях революционной пропаганды. Через год их обоих выслали в Арзамас, где они ещё больше сдружились. Там А. Пешков написал пьесу «На дне», а Зиновий принял в её постановке активное участие и даже сам сыграл роль Васьки Пепла. Каким-то образом в Арзамасе в то же время оказался В.И. Немирович-Данченко, который открыл у Зиновия актёрские и музыкальные способности и настоятельно порекомендовал ему развиваться в этом направлении, получать специальное образование. Зиновий последовал совету будущего мэтра от искусства и в 1902 году попытался поступить в Императорское филармоническое училище в Москве, но не был принят, т.к. был евреем, а лица иудейского вероисповедания в царской России не имели права жить в Москве, а тем более — получать высшее образование. Евреям разрешалось получать только среднее специальное медицинское образование – получить диплом дантиста или фельдшера и то не везде, а в черте оседлости, например, на Украине (я это знаю потому, что прочитала мемуары А.Н. Вертинского «Дорогой длинною…»). В основном, им разрешалось только быть мелкими кустарями- ремесленниками (как его отец) : портными, сапожниками, продавцами, провизорами (продавцами в аптеках).
Но способный парень нашёл-таки выход : он принял православие и получил от Горького, который стал его крёстным отцом, отчество и фамилию – Пешков. Необходимо пояснить в этом месте, что в царской России имело значение только вероисповедание — крещёный еврей (выкрест) уже не считался евреем и, таким образом, все притеснения, касающиеся бесправия евреев, аннулировались. Дорога к образованию была открыта. Но!… Выигрывая в одном, можно проиграть в другом : узнав об этом, отец Зиновия отрёкся от своего сына. Однако смена фамилии в этом конкретном случае почему-то не была признана властями (возможно, из-за политической неблагонадёжности).
Но Зиновий не унывал : один год он проучился в школе при Московском художественном театре (сейчас она называется школа-студия МХАТа). В 1904 году он эмигрировал в Канаду, затем в США, а оттуда – в Италию. В 1910 году Зиновий Пешков женился на Лидии Петровне Бураго, дочери казачьего офицера, но через пять лет они расстались, а его жена с 4-х летней дочкой Лизой осталась на острове Капри, в доме Горького.
С началом Первой мировой войны Зиновий Пешков вступил в Иностранный легион, в 1915 году был тяжело ранен под Верденом : пришлось ампутировать полностью правую руку. Был награждён Военным крестом с пальмовой ветвью. В 1916 году после лечения и реабилитации был восстановлен на военной службе и переведён в офицеры; в качестве переводчика был направлен в США, где находился до 1917 года.
С 1917 по 1920-й год служил дипломатом в Румынии, России, Китае, Японии, Маньчжурии, а также в Грузии и Крыму. Историк Рой Медведев в очерке «Свердловы. Слава и трагедия одной семьи» написал о нём так : «Октябрьскую революцию Зиновий — крёстный сын Максима Горького — встретил враждебно. В годы гражданской войны Зиновий не раз бывал в советской России в качестве эмиссара французского правительства и разведки». Связей с женой и дочерью не поддерживал, а также не хотел ничего знать о своих родителях и братьях, оставшихся в России. Они отреклись от него, он отрёкся от них – всё взаимно, в мире царит равновесие…
В 1921 году служил секретарём Международной комиссии по сбору гуманитарных средств для РСФСР. С 1921 по 1926 и с 1930 по 1937-й годы служил офицером Иностранного легиона в Марокко. Участвовал во Второй мировой войне. После поражения Франции, в 1940 году эмигрировал в Лондон, где вступил в движение «Свободная Франция» и был его представителем в Южной Африке в 1942-1943 годах. С 1943 по 1946 год являлся главой миссии в Китае. С 1946 по 1949 год служил главой миссии в Японии в качестве посла. В 1950 году вышел в отставку в звании генерала корпуса.
В 1964 году Зиновий Пешков отправился со специальной миссией к генералиссимусу Чан Кайши на Тайвань.
Являлся кавалером ордена Почётного легиона. Был другом генерала де Голля. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Покойный завещал, чтобы в его гроб положили православную икону, военный крест с пальмовой ветвью, Большой крест Почётного легиона и портрет Максима Горького.
Такова судьба приёмного сына М. Горького Зиновия Пешкова, урождённого Свердлова.
Она интересна и печальна…
Длинноволосый деревенский мужик с утиным носом и громадными ручищами, в сапогах, косоворотке и нелепой широкополой шляпе, — таков был имидж писателя Максима Горького, когда он встретился с актрисой Марией Андреевой. Одного взгляда горьковских синих глаз оказалось достаточно, чтобы первая красавица Москвы сдалась в плен его необъяснимой харизме.
Марией Фёдоровной Андреевой-Желябужской поклонники восторгались ещё со времён царя Александра III. Позже, наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко, своими близкими друзьями, она стала основательницей и главной актрисой Московского Художественного Театра. Андреева была знакома с Луначарским и Лениным. Константин Сергеевич называл Марию «полезной актрисой», т.к. она помимо того, что была талантлива, но ещё и умела привлекать деньги меценатов. Её имя вызывало противоречивые чувства и разнотолки — от восхищения и преклонения до ненависти и презрения, но только не равнодушие. На сцене она блистала красотой, благородной грацией и неповторимым голосом. В жизни она слыла кокеткой и охотницей за материальными благами. Марию обожали и ревновали, из её туфельки пили вино, целовали подол её платья. Эту прекрасную женщину носили на руках выдающиеся личности истории. Но всё в жизни Андреевой перевернулось, когда она встретилась со знаменитым писателем, самым издаваемым в Советском Союзе. Ранний поход «в люди» и знакомство со дном жизни позитивно повлияли на его творчество. Алексей Пешков ещё в юности заразился вирусом социализма и стал одним из идеологов и спонсоров революционных идей. Именно встреча с актрисой Андреевой и побудила писателя вступить в ленинскую партию.
А познакомил двух знаменитостей Антон Павлович Чехов. Это было после спектакля «Гедда Габлер» по пьесе норвежского писателя Генрика Ибсена. Мария Андреева сыграла в нём главную роль, чем вызвала настоящий фурор. «Вы, чёрт знает, как великолепно играете», — сказал ей тогда Горький. То ли очаровательная грубость бывшего «босяка», то ли его странная одежда заставили богиню сцены обернуться. «Вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, — вспомнит потом Андреева. – Губы тронулись нежной детской улыбкой, показалось мне его лицо красивее красивого и радостью ёкнуло сердце».
Несмотря на то, что и он, и она на тот момент были несвободны, они начали жить вместе. Горький оставил жену с детьми, но продолжал заботиться о них и поддерживать дружеские отношения с их матерью. Андреева тоже оставила детей, а затем и сцену, чтобы всегда находиться рядом с любимым человеком. Станиславский в ответ на известие об её уходе из театра позже напишет : «Я заранее оплакиваю Ваше будущее». Великий режиссёр был прав, предсказав, какая уготована жизнь Марии Желябужской-Андреевой. Пара жила в гражданском браке ; по тем временам это считалось непристойным, но свет не осуждал влюблённых. Да и сама актриса всегда подписывалась Марией Пешковой. Однако такое положение вещей иногда доставляло неприятности за границей, например, при регистрации в отелях. Известно, что в Америке у Горького, который называл Андрееву своей супругой, как у двоежёнца, возникли разногласия с властями. Но их счастья ничто не омрачало, — они не только испытывали страстные чувства друг к другу, но и были соратниками, близкими по духу людьми, каковыми их сделала общая революционная деятельность. Андреева становится секретарём Горького, именует мужчину своей мечты «мой милый ангел», а он её – «благородная Маруся» и «прекрасны друг». Детей у гражданских супругов так и не появилось.
Десятилетняя совместная жизнь актрисы и писателя – и в России, и на острове Капри – была безмятежной. Единственной причиной для разногласий у них была персона Ленина, восторг к которому у Горького постепенно сменился на довольно критическое отношение, а Андреева, напротив, пролетарского вождя просто боготворила. Владимир Ильич тоже был неравнодушен к черноглазой красавице, называл её «товарищ Феномен» и иногда поручал какое-то дело именно ей, а не «тяжёлому на подъём Алексею Максимовичу». Увлёкшись идеями большевизма, Мария Фёдоровна постоянно добывала у меценатов и своих поклонников огромные средства для дела революции. Одним из самых рьяных спонсоров актрисы был миллионер и её бывший любовник Савва Морозов. Когда он застрелился (или был застрелен большевиками?!), то оставил чек на 100 тысяч рублей Андреевой. 40 она взяла себе, а 60 отдала на нужды партии.
Охлаждение супружеских отношений между Андреевой и Горьким произошло не только по причине политических разногласий. Писатель, идеализировавший мечты о «новых людях», пытался нарисовать их романтический образ в своих произведениях. Он, в конечном счёте, не принял революцию, был поражён её беспощадной жестокостью. Несмотря на его личное заступничество перед Лениным, были расстреляны великий князь Павел Александрович и поэт Николай Гумилёв. К личному разрыву с Андреевой привёл тот факт, что писатель, будучи натурой темпераментной, не на шутку увлёкся супругой своего товарища, и та родила от Горького дочку, — точную копию Алексея Максимовича. Некоторое время после этого пикантного события Мария Фёдоровна ещё проживала в квартире Горького, но их отношения всё больше становились похожими на тлеющие угли. Она уже больше не выходила на театральные подмостки, хотя оставалась такой же красавицей, как её изобразил Репин. Покинутая, с огромным запасом нерастраченного таланта и океаном всепрощения, она вызывала не только сочувствие, но и жалость. Не зря говорят, что великая актриса послужила прототипом булгаковской Маргариты. Выступая с воспоминаниями о своей преданной, но трагичной любви, Андреева признавалась : «Я была неправа, что покинула его. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе : это всё-таки был Горький».
Сам писатель тоже страдал, особенно из-за разлуки с любимым сыном. Прошлые отношения не отпускали его, и он прекрасно понимал, что запутался в своей личной жизни. Видимо, просто всему в жизни рано или поздно приходит конец — и отношениям тоже…
Спасибо за внимание!
Мирзоянц Н.Х.