Час литературного портрета «Театральные сказки бедного венецианца»

Сегодня мы познакомим вас с жизнью и творчеством замечательного итальянского поэта и драматурга Карло Гоцци.

Сказки для театра, фьябы замечательного итальянского драматурга Карло Гоцци — это причудливый мир фантастических превращений, коварных и добрых фей, напряженной борьбы честных и смелых людей с эгоистами, лицемерами и угнетателями. В этом мире по-новому зазвучали голоса образов из старинной комедии масок.

Гоцци и Гольдони, по существу, реформировали итальянский театр. Но эту проблему они решали по-разному. Жизнь Гоцци небогата внешними событиями, но она наполнена неутомимым творчеством и напряженной работой.

Граф Карло Гоцци (13 декабря 1720, Венеция — 4 апреля 1806, Венеция) — итальянский писатель и драматург, автор сказочных пьес (фьяб), использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок. Брат писателя Гаспаро Гоцци.

Карло Гоцци всем существом, всеми корнями своего творчества был связан с Венецией. Он родился в патрицианской семье. Отец его был типичным аристократом-эпикурейцем. Мать строго придерживалась традиций и больше увлекалась светскими развлечениями, нежели воспитанием своих детей.

В детские и юношеские годы Карло Гоцци под влиянием старшего брата, журналиста Гаспаро, полюбил литературу. После окончания школы Карло Гоцци несколько лет провел на военной службе, побывал в Далмации (римской провинции) и в 1744 году снова возвратился в Венецию.

В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию, действовавшую в Далмации. Через три года вернулся в Венецию.

В доме Гоцци всегда собиралось много поэтов и драматургов. Часто гости вели горячие дискуссии о литературе, театре и философии.

Культурная жизнь Италии била «ключом»…

В то время театральная жизнь Италии была насыщенной и бурной. Драматург Пьетро Кьяри писал сентиментально-романтические пьесы. Они имели шумный, но кратковременный успех. Карло Гольдони создавал реалистические комедии и завоевывал все новых и новых почитателей. В 1747 году Даниель Фарсетти основал Академию Гранеллесков. Слово «гранелла» обозначает зерно и чепуху. Поэтому это своеобразное литературное объединение многие называли «Шутовской Академией». Гаспаро и Карло Гоцци были ее активными членами. На собраниях академии придумывались своеобразные обряды : так, например, голову председательствующего «украшали» венком из листьев капусты. Здесь же участники необычных заседаний писали «Летучие листки», заполненные шутками, эпиграммами и пародиями. Гаспаро и Карло Гоцци очень часто заполняли эти листки своими произведениями. Члены Академии Гранеллесков — в большинстве своем представители венецианской аристократии — отрицательно относились к деятельности драматургов-просветителей Гольдони и Кьяри. Особенно критически к этим представителям нарождающейся буржуазной культуры был настроен Карло Гоцци. Он анонимно выпустил пародию под названием «Комический театр в трактире Пилигрима в руках академиков Гранеллесков». В ней Гоцци зло осмеивал сюжеты и образы комедий Гольдони. Вскоре Гоцци выступил открыто и издал альманах «Баркас влияний на 1756 високосный год» (1757), сатиру в 12 песнях «Причудница Марфиза» (напечатана в 1772 году) и др.

Взаимоотношения драматургов

Пьесы Кьяри Гоцци считал фальшивыми и ходульными, бытовые комедии Гольдони не признавал. Подчеркивая несомненный талант последнего, он обвинял его в том, что его пьесы лишены занимательности, интересной интриги, натуралистичны, в стилистическом и лексическом отношении вульгарны, грубы и изображают шаржированные характеры. Он писал о Гольдони: «Многие его комедии представляют простое нагромождение сцен». Карло Гоцци упрекал Гольдони в том, что последний копировал природу и жизнь, исключал из своих пьес романтико-фантастический элемент и поэтому они все у него сухие и рационалистические. Гоцци считал, что необходимо вернуть в театр поэзию и фантазию на основе возрождения старинной комедии масок — комедии дель арте. Гоцци стремился, чтобы на театральные подмостки снова возвратились полные жизни, блеска, остроумия образы комедии масок. Он решил создать пьесы, полные фантастических картин, причудливых образов, острых ситуаций и необычных конфликтов. По его замыслу, все эти, казалось бы, неправдоподобные сценические элементы в своей сущности должны раскрывать правду действительности, характеров и психологии людей.

Начало творческой деятельности

Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трём апельсинам». Её появлением Гоцци создал новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причём источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи, Бригеллы и Смеральдины), а трагического — конфликт главных действующих лиц. Историю этой сказки использовал С. С. Прокофьев для своей оперы 1919 года «Любовь к трём апельсинам». «Любовь к трём апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актёра-импровизатора. 25 января 1761 года Сакки вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Гоцци — успех «Любви к трём апельсинам» был потрясающий, равно как и успех 9 последующих фьяб.

…и последующий успех пьес

Гоцци, вдохновленный успехом, в 1761 году написал вторую фьябу «Ворон». «Ворон» — пьеса о высоком гуманизме, о беззаветной преданности, фьяба «строгой морали и высоких страстей». Она написана стихами и прозой. Действующие лица: Армилла, Милон, Дженнаро говорят стихами; Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труффальдино — прозой. В 1762 году Карло Гоцци создал свою третью фьябу «Король-олень». Эта пьеса отличается тонкостью психологического рисунка. Гоцци создал замечательные образы дочери Панталоне Анджелы, короля Дерамо, министра Тартальи, Клариче, Леандро и площадного сказителя Чиггалотти.  «Принцесса Турандот» (1762) относится к лучшим произведениям Гоцци. Здесь уже нет магических превращений людей в животных и статуи. Мотивы ее более реальны. Гоцци хорошо знал сборник персидских сказок, изданный известным ориенталистом Пети де ла Круа в 1712 году, и комическую оперу французского писателя Лесажа «Китайская принцесса». Они близки к его «Принцессе Турандот». Но Гоцци, сохраняя основную сюжетную линию «Китайской принцессы» Лесажа, по-иному и в идейном, и в художественно-сценическом плане решает основную проблему. Во всех отношениях интересна и следующая пьеса Гоцци «Женщина-змея» (1762). В этой фьябе он снова прибегает к своему излюбленному сценическому приему — превращению. В 1763 году Гоцци написал шестую сказку для театра «Зобеида»: о трагическом конфликте добра и зла. В пьесе очень много магического элемента: превращения, колдовство. Следующую комедию для театра «Счастливые нищие» он написал в 1764 году. Эта пьеса по стилю, композиции и манере ближе всего стоит к «Принцессе Турандот». В ней почти нет ничего фантастического. В этом же году Гоцци создал еще одну фьябу «Синее чудовище». Гоцци решил отказаться от чисто фантастических приемов и опять вернуться к сатирико-пародийным методам. «Зеленая птичка», написанная им в 1765 году, имела головокружительный успех. Эта фьяба являлась очень интересным художественным сплавом буффонады масок с философским памфлетом. В 1765 году Гоцци написал «Дзеим, царь джиннов, или Верная раба». В этой фьябе Гоцци творчески сплавил в одно целое сказочные, сатирические и пародийные элементы. В своих фьябах Гоцци с позиций аристократа обличал собственнические интересы и экономическое отношение, характерные для развивающейся буржуазии уже в те времена. Он ненавидел бесплодный и сухой рационализм. Гоцци восхищался культурой Возрождения, он был убежден в том, что высокие принципы Ренессанса, оптимизм, вера в человеческие силы, гуманизм, обогащенные и обновленные, восторжествуют в будущем. Эти прогрессивные идеи он талантливо выразил в своих фьябах. В этом воспитательное значение его творчества. Карло Гоцци умер в 1806 году. Был погребён в венецианской церкви Сан-Кассиано. Девизом всей его жизни было сформулированное им самим изречение: «Стремление к совершенству я отношу как к нравственности, так и к искусству писать».

Представляем вашему вниманию видеоролик о жизни и творчестве Карло Гоцци

Спасибо за внимание!

Мирзоянц Н.Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *