Михаил Салтыков родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол, в Калязинском уезде Тверской губернии (сейчас — Московская область). Его отец Евграф Салтыков работал чиновником Московского архива иностранной коллегии. В 1816 году он ушел в отставку и поселился в фамильной усадьбе. Мать Ольга Забелина происходила из купеческой семьи. Она занималась воспитанием детей, которых в семье было девять.
Фамилия Салтыков-Щедрин была псевдонимом писателя. Он печатал свои произведения под именем «надворного советника Николая Щедрина».
С
трех лет Салтыков-Щедрин наблюдал, как занимаются его старшие братья и сестры.
Поэтому уже в раннем детстве он хорошо разговаривал по-французски и по-немецки.
С шести лет будущего писателя учил грамоте крепостной художник Павел Соколов, а
латынь ему преподавал священник из соседнего села Заозерье. К поступлению в
учебное заведение Салтыкова-Щедрина готовила и сестра Надежда, выпускница
института благородных девиц.
В августе 1836 года Салтыков-Щедрин успешно сдал экзамены и поступил сразу в
третий класс Московского дворянского института. В этом закрытом учебном
заведении для детей российских дворян воспитывались поэт Василий Жуковский,
драматург Александр Грибоедов, писатель Михаил Лермонтов. Учился
Салтыков-Щедрин на отлично. Каждые полтора года институт переводил двух лучших
воспитанников в Царскосельский лицей, где раньше учился Александр Пушкин. В
1838 году туда отправили и Салтыкова-Щедрина.
Все свободное время Салтыков-Щедрин проводил в уединении. Он сочинял стихи,
переводил зарубежных поэтов, читал книжки, журналы и мечтал стать «наследником»
Пушкина. Сокурсники смеялись над начинающим поэтом и дразнили его «умником».
Новое лицейское начальство тоже не приветствовало занятия литературой, поэтому
Салтыков-Щедрин прятал свои сочинения в сапоги, но их всего равно находили. Он
вспоминал: «Я начал писать стихи, за которые был часто наказываем».
В 1842 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал стихотворение
Салтыкова-Щедрина «Лира», еще несколько его сочинений вышло в «Современнике».
Однако критики считали его стихи слабыми. В 1844 году он разочаровался в себе как в
поэте и больше стихов не писал.
Перед вами викторина, которая поможет вам окунуться в мир сказок Салтыкова-Щедрина
Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия
сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму
народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки,
написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда
заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам
писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что
сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик
обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки
Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего
творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее
десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в
1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его
творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются
фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей
народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий,
талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную
интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”,
“Самоотверженный заяц”.
М.Е.
Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы,
раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное
содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание
уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок
(около 30).
Салтыков- Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-
тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение
господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ
положения угнетенного народа.
В сказках Салтыкова- Щедрина соединились три плана повествования: сказочный,
реально- исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично
сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно —
исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические
приемы — гротеск, гиперболу, сарказм. Сказки, наполненные глубоким философским
содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки
написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных
героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не
развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
— Первые произведения будущего цикла «Сказки для детей изрядного возраста»
(«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»,
«Пропала совесть») появляются на страницах журнала «Отечественные записки» в
феврале 1869 года. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком:
«для детей изрядного возраста». Кто же эти дети? Это взрослые, нуждающиеся в
поучении, которых надо воспитывать, которым надо открыть глаза на жизнь.
Однако
обмануть цензуру Салтыкову — Щедрину надолго не удалось: сказки регулярно
изымались из печати, а один из цензоров, Лебедев, сказал: «То, что г. Салтыков
называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, его сказки — та же
сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического
нашего устройства».
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина,
Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже
разглядеть «пороки российской действительности» и заставила
задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию
русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в
течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная
политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества,
полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные
противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С
другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика,
гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина.
Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам
читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало
публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества.
Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да
были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто
встречаются пословицы и поговорки. «Конь бежит — земля дрожит»,
«Двум смертям не бывать, одной не миновать». Очень сближает сказки
Щедрина с народными традиционный прием повторения. Автор сознательно
подчеркивает в каждом персонаже какую-то одну черту, что также характерно для
фольклора.
Но, тем не менее, Салтыков-Щедрин не копировал структуру народной сказки, а
внес в нее свое, новое. Прежде всего, это появление образа автора. За маской
наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика.
Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре
мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина
отношение к мужику неоднозначно. Часто именно он остается в дураках, несмотря
на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов
прокормил». Мужик показал себя молодцом: все умеет, даже суп в пригоршне
сварит. И в то же время покорно исполняет приказ генералов: сам вьет для себя
веревку, чтоб не убежал!
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского
общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее
персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных
классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Так, в сказке «Медведь на воеводстве» сразу бросаются в глаза
грубость и невежество высшей власти, враждебное отношение к образованию.
Очередной Топтыгин, прибыв на воеводство, хочет найти какой-нибудь институт,
чтобы его «спалить». Главным мудрецом и советником Льва писатель
делает Осла, — воплощение тупости и упрямства. Поэтому в лесу царит хаос.
Используя
гиперболу, Щедрин делает образы необычайно яркими, запоминающимися. Дикий
помещик, все время мечтавший избавиться от несносных мужиков, от их холопьего
духа, наконец-то остался один-одинешенек. И… одичал: «Весь он… оброс
волосами.., а когти у пего сделались как железные». И становится ясно: все
держится на труде народа.
В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что
поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов.
Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех
«перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил —
дрожал, умирал — дрожал».
Я предлагаю вам собрать мозаику « Премудрый пескарь»
В галерее образов Салтыкова-Щедрина и интеллигент-мечтатель («Карась-идеалист»), и самодержец, разыгрывающий роль мецената («Орел-меценат»), и никчемные генералы, и покорный «самоотверженный заяц», надеющийся на милость «хищников» (вот еще одна сторона рабской психологии!), и многие другие, отразившие историческую эпоху, с ее социальным злом и демократическими идеями. В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Таким образом, фантастика народной сказки органически сочетается у Щедрина с реалистическим изображением действительности. Крайнее преувеличение в описании героев и ситуаций дает возможность сатирику заострить внимание на опасных сторонах жизни русского общества. Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Спасибо за внимание!