Час исторической памяти «Холокост: память и предупреждение»

27 января весь мир отмечает скорбную дату — Международный день памяти жертв Холокоста, утверждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 2005 году. В этот день 76 лет назад советские войска освободили узников крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенциме, в котором зверски уничтожены от 1,5 до 4 миллионов человек. Холокост является беспрецедентным проявлением зла, величайшей трагедией XX века, унёсшей жизни шести миллионов европейских евреев. У таких преступлений нет и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения. Память о невинных жертвах геноцида всегда будет служить предостережением об опасностях, которые таят в себе агрессивная нетерпимость к другим народам, фанатизм, расизм, антисемитизм и ксенофобия. Сегодня мы скорбим по миллионам погибших в годы самой кровопролитной в истории человечества мировой войны, отдаём дань памяти всем замученным нацистами в концлагерях и гетто. Мы чтим мужество тех, кто пережил ужасы насилия, унижения принудительными работами, оккупации, всех, кто выдержал нечеловеческие испытания и не был сломлен.

Холокост (Holocaust) — от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах. Впервые термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

Эли Визель —  американский и французский еврейский писатель, журналист, общественный деятель, профессор. Лауреат Нобелевской премии мира 1986 года «За приверженность тематике, посвященной страданиям еврейского народа, жертвам нацизма», председатель «Президентской комиссии по холокосту». Писал на идише, иврите, французском и английском языках.

Исследователями установлено, что холокосту подверглось свыше двадцати миллионов представителей славянской национальности (русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словенцев). Среди жертв – около десяти миллионов граждан Советского Союза. Холокосту присуща разработка на людях химических, биологических и механических систем массового уничтожения, антигуманные медицинские эксперименты над жертвами. Среди узников польского концентрационного лагеря Освенцим преобладали евреи и цыгане.

Немало было участников движения Сопротивления (в основном поляков), советских военнопленных (преимущественно русских и украинцев). Также в лагерь были заключены немецкие антисоциальные элементы, последователи Свидетелей Иеговы, представители сексуальных меньшинств. Общее количество заключенных варьируется в районе 1,5-4 миллионов человек. Среди погибших в Освенциме – подданные многих стран Европы и Америки. Есть даже спортсмены – немецкий футболист Юлиус Хирш и олимпийская чемпионка 1928 года из Нидерландов, гимнастка Эстелла Агстергриббе. Закончили свой жизненный путь в лагере и российские эмигранты – личный секретарь Григория Распутина Арон Симанович и общественный и религиозный деятель Илья Фондаминский.

Советские солдаты открывают ворота концлагеря Освенцим, освобождая заключенных. Над воротами видна знаменитая надпись «Arbeit macht frei» — «Работа делает свободным».

Дата памятного дня выбрана не случайно. В ходе наступления советских войск, 27 января 1945 года войсками 1-го Украинского фронта был освобождён крупнейший фашистский лагерь массового уничтожения – Освенцим (немецкое название — Аушвиц), находящийся на территории Польши, в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии. Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90% из которых были евреи. Согласно последним оценкам историков катастрофы, общее число погибших в Освенциме составило около 1,5 миллиона человек, из них 85% евреев (1,275 миллиона). Непосредственным освобождением фашистских узников в польском лагере Освенцим занималась 107-я дивизия генерал-лейтенанта Василия Петренко. Интересно, что впоследствии Василий Яковлевич как освободитель лагеря Освенцим нередко посещал государство Израиль даже при отсутствии у того дипломатических отношений с СССР. Фашистская идеология ставила своей целью решение «еврейского вопроса» путем полного уничтожения этого народа. В немецкие концлагеря 30-40-х годов насильственно и целенаправленно заключались лица еврейской национальности, независимо от их подданства и гражданства. Необходимо еще раз подчеркнуть, что во всех официальных зарубежных и российских документах, сетевых и печатных источниках Международный день памяти жертв Холокоста имеет именно такую форму написания. Ведь, как свидетельствуют послевоенные документы, девяносто процентов погибших в Освенциме были евреями. Официально по решению резолюции 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН дата во всем мире отмечается с 2006 года. Инициаторами ее принятия выступили Россия, Украина, Израиль, Канада, Австралия, США. Их поддержали представители более девяноста государств. Существуют несколько характерных особенностей холокоста. Все они связаны с трагическими событиями Второй мировой войны. Прежде всего выделяют целенаправленные попытки полного истребления еврейского и цыганского населения. О трагических моментах еврейской истории написано немало книг, сняты документальные и художественные фильмы.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл, и вы увидите обложку книги, которую можно взять для прочтения в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Еще одна книга, связанная с холокостом – это полная авторская версия знаменитого документального романа «Бабий Яр» об уничтожении еврейского населения Киева осенью 1941 года. Анатолий Кузнецов, тогда подросток, сам был свидетелем расстрелов киевских евреев, много общался с людьми, пережившими катастрофу, собирал воспоминания других современников и очевидцев. Впервые его роман был опубликован в журнале «Юность» в 1966 году, и даже тогда, несмотря на многочисленные и грубые цензурные сокращения, произвел эффект разорвавшейся бомбы — так до Кузнецова про Холокост не осмеливался писать никто. Однако путь подлинной истории Бабьего Яра к читателю оказался долгим и трудным. В 1969 году Анатолий Кузнецов тайно вывез полную версию романа в Англию, где попросил политического убежища. Через год «Бабий Яр» был опубликован на Западе в авторской редакции, однако российский читатель смог познакомиться с текстом без купюр лишь после перестройки.

Среди фильмов, посвященных этой теме – «Папа» (по произведению Александра Галича «Матросская тишина»), «Тяжелый песок» (по одноименному роману Анатолия Рыбакова), «Собибор» Константина Хабенского и другие. Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Афиша к фильму «Собибор»

Самый известный российскому зрителю зарубежный фильм на тему еврейского Холокоста – «Список Шиндлера» американца Стивена Спилберга. Предлагаем вам послушать музыку из этого фильма «Просто помни о боге».

Военная драма кочевого цыганского этноса затронута в любимой многими истории про Будулая, запечатленной в киносаге по мотивам романа Анатолия Калинина «Цыган». В 2011 году день памяти жертв Холокоста впервые был посвящен жертвам среди цыганского населения. Предлагаем вам посмотреть фильм, посвященный памяти жертв холокоста.

Сегодня на Западе подвиг красноармейцев, освободивших Освенцим, пытаются принизить и даже опорочить. В Польше, например, объявили, что Освенцим освободили «украинцы» (по названию фронта). Когда эта чушь была опровергнута, привели «факты», как якобы медлила с освобождением лагеря Красная Армия, из-за чего скорбный список Освенцима «вырос на тысячи человек».

Спекуляция на истории была всегда. Чаще всего она заканчивалась бесславно. Так будет и на этот раз. Подвиг советских воинов, освободивших узников Освенцима, останется в памяти людей на все времена, правда останется с нами. И в заключение предлагаем вам собрать онлайн-пазл книги, которую вы можете взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

«Книжный вор» бередит душу. Это несентиментальная книга, но глубоко поэтичная. Её мрачность и сама трагедия пропускаются сквозь читателя, будто черно-белое кино, из которого украдены краски. Зузаку, быть может, и не довелось жить под пятой фашизма, но его роман заслуживает места на полке рядом с «Дневником Анны Франк» и «Ночью» Эли Визеля. Похоже, роман неизбежно станет классикой. Эта книга о том, что все мы должны помнить: это никогда не должно повториться… Все мы должны и несем ответственность за то, чтобы это никогда не повторилось!  Она как призыв к человечеству – опомнитесь! остановитесь! О чем же эта книга? Фашизм, евреи, Дахау, бедность на грани нищеты, война – и на фоне всего этого месива история о девочке с потрясающей, абсолютно ничем не объяснимой «жаждой слов»! А люди? Люди в фашистской Германии – ругающаяся женщина-короб с сердцем, способным объять весь мир; всегда голодный мальчик-подросток, у которого журчит в животе, а он рассыпает хлеб по дороге для «ползущей груды скорбных евреев» в Дахау; малограмотный мужчина с аккордеоном терпеливо обучающий читать десятилетнюю девочку в подвале по ночам. «Книжный вор» – это не просто книга о войне. Это книга о взрослении, о человеческих отношениях, о невероятном упорстве, и, конечно, о Смерти.

Неверова О.М.