Час информации «Н.А. Рубакин – ученый, энциклопедист, библиограф»

      Комментарии к записи Час информации «Н.А. Рубакин – ученый, энциклопедист, библиограф» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Приглашаем Вас на час информации «Н.А. Рубакин – ученый, энциклопедист, библиограф», посвящённый 155-летию со дня рождения Н. А. Рубакина.  Николай Александрович Рубакин — уникальная личность в духовной истории России. Его деятельность составила весьма содержательную главу в развитии просвещения народа.

Мероприятие проводится в рамках проекта «Основано на БРЭ», поэтому предлагаем вам собрать онлайн-мозаику статьи из Большой Российской энциклопедии о Рубакине Н.А.

Рубакин Н.А. [биографическая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т.28. Пустырник – Румчерод. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2015. – 767 с.: ил. – С. 334. – Текст: непосредственный.

Николай Александрович Рубакин — русский библиограф, популяризатор науки и писатель. Это был человек необыкновенно яркий, страстный, увлекающийся. Он был труженик, работяга, трудяга, — все эти слова недостаточны, чтобы охарактеризовать деятельность Рубакина. Незадолго до своей смерти он со свойственной ему любовью к статистике составил кратенькую табличку им сделанного: прочитано 250 тысяч книг, собрано 230 тысяч книг, создано 49 больших научных работ, написано 280 научно-популярных книг, составлено и разослано 15 тысяч программ по самообразованию, опубликовано свыше 350 статей в 115 периодических изданиях…  А ведь сюда не входят сотни книг, которые Рубакин редактировал, тысячи писем, которые он писал!  «Переписка с частными лицами — это особый вид текущей литературы»,— говорил Рубакин и к письмам относился с той же серьезностью, с какой относился ко всякой литературе… И сюда не входят рукописи двух больших неопубликованных романов и ещё многое, что он не внёс в свою памятку. Рубакин был «энциклопедистом вне времени и пространства». В его коллекции можно найти всё — словари и энциклопедии, статистические сборники сведений по Российской империи, таблицы и учебные плакаты, книги по социалистическому строительству, художественную литературу, детские книги, альбомы с гравюрами, множество редких изданий: коллекция очень разнообразная, каждая книга имеет свою историю. Почти на каждой есть владельческий знак, экслибрис Николая Рубакина — раскрытая книга на фоне библиотеки.

Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Экслибрис Рубакина Н.А.»

Рубакин жил долго — 84 года. Но чтобы провернуть эту гору работы, ему надо было трудиться безостановочно, дорожа каждой минутой. Он так и трудился — каждый день с раннего утра до поздней ночи, без отдыха, без развлечений, вернее — без всяких отвлечений. За сорок лет своей жизни в Швейцарии он выезжал из этой страны всего лишь три раза на несколько дней. И это при своих огромных связях, многочисленных знакомствах, огромном интересе к жизни стран и людей… Он спешил, он должен был работать, должен был каждый день исписывать десятки страниц своим мельчайшим, стенографически неразборчивым почерком. В последний период жизни ему было трудно владеть правой рукой — её постоянно сводило от письма; он заболел болезнью, которую медицина назвала «писательской судорогой»…

Рубакин был русским не только по рождению, национальности, языку, вкусам, привычкам. Как человек, общественный деятель и литератор он был порожден Россией, он был неотделим от её интересов, радостей, горестей. Рубакин был явлением русским и только русским. Родину свою он любил страстно, одержимо, к ней и только к ней был обращен весь его титанический труд.  Своей деятельностью он составил весьма содержательную главу в развитии просвещения народа, причём в сложнейший период времени — конце XIX — первой половине XX века. Однако широким общественным кругам он или неизвестен, или они имеют о нём смутное представление. В состав деятелей из разных сфер жизни, которые «известны каждому», он не входит. Причина этого — в ряде обстоятельств. Среди них то, что одна половина его жизни, а именно вторая (1907—1946), прошла за рубежом. Там она и завершилась. Бурные события той эпохи,  с взлётами и падениями, порой трагическими, хотя и коснулись Рубакина, но лишь косвенно. Эти годы он прожил в Швейцарии, где не было ни войн, ни революций, ни разрух, ни репрессий. После 1917 года он не вернулся на Родину с тем, чтобы принять участие в происходивших здесь процессах, что запечатлело бы его в народном сознании. Правда, никто не знает, как бы сложилась его судьба в СССР. Ещё одна причина недостаточной известности Рубакина — это то, что его научная и практическая деятельность относится к очень широкому кругу проблем — и это в ту эпоху, когда время универсалов-энциклопедистов явно ушло в прошлое. А по отношению к нему трудно составить правильный перечень всех отраслей деятельности, которые влекли его, временами сменяя друг друга в приоритетности. Каждый из исследователей его жизни и деятельности составляет свой перечень. В самом деле, Рубакин, несомненно, библиотекарь и библиотековед. Он выдающийся специалист в сфере книгоиздания и книгораспространения, социолог этих сфер. Многие называли его писателем, и справедливо. Он — литератор. «Среди русских писателей Н.А. Рубакин занимает особое место», — сказал о нём Г.В. Плеханов, лично общавшийся с ним в Швейцарии в течение многих лет, вплоть до своего выезда в Россию в 1917 году. Кроме того,  он — автор ряда художественных произведений. Деятели народного образования, например, Н.В. Чехов, безоговорочно причисляли его к своим коллегам, считая одним из главных авторитетов в сфере самообразования. Рубакин, безусловно, психолог. Он ученый-естественник самого широкого профиля, употребивший свои силы, правда, не на развитие астрономии, антропологии или любой другой науки, а на пропаганду добытых многими науками знаний. Н.А. Рубакин — историк и видный политический деятель своего времени. Круг научных интересов Н.А. Рубакина был необычайно широк: теория и практика библиотечного дела и библиографии; изучение читателя и книги; проблемы самообразования и самообразовательного чтения; разработка библиологической психологии и др. Научно-популярная деятельность не была для Н.А. Рубакина самоцелью. Он был, как он сам себя называл, «фанатиком и практиком самообразования». Свою цель он видел в том, чтобы помочь просвещению народа с помощью самообразовательного чтения. Н.А. Рубакин подготовил и опубликовал ряд пособий в помощь занимающимся самообразованием, которые во многом не потеряли своего значения и в наши дни. Среди них особо следует отметить его «Письма читателям о самообразовании» и «Практика самообразования».

Н.А. Рубакин вел переписку с читателями, давал им советы по самообразованию, составлял индивидуальные программы чтения. За свою жизнь он был в переписке более чем с 20000 читателей, составил для них свыше 15 тысяч индивидуальных программ чтения и самообразования. В 1920 году Рубакин разработал своего рода основные правила для самообразовательной работы. «Первое и главное правило, — пишет он, — надо начинать самообразовательную работу не с книги, а с жизни. Жизнь учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга только орудие и пособие. Не жизнь нужно проверять книгами, т. е. теориями, а как раз обратно». «Второе правило: всякое явление жизни надо обсуждать непременно и постоянно не с одной какой-либо стороны, а с  многих, — с возможно большего числа сторон…». Самообразование заключается не только в воспитании и развитии своего ума, но и в воспитании и развитии чувств. Можно и должно не только глубоко и тонко мыслить, но и глубоко и тонко чувствовать. Первой задачей для возбуждения у человека интереса к самообразованию Николай Александрович ставил нахождение такой книги, которая зажгла бы в нём этот интерес. Именно определяя такие книги, учитывая социальное положение, психологический тип читателя, его интерес. Рубакин и начал разрабатывать свою теорию книги, теорию типов книг, читателей и авторов, теорию «книги-приманки». Говоря о самообразовании, он всегда подчёркивал три основные его задачи: дать человеку «знание, понимание и настроение». Любопытно, что возможности самообразования Рубакин выразил даже в цифрах. «Всякий может уделить чтению один час в день, а в воскресенье 3 часа. Следовательно, 52 воскресенья по 3 часа дадут 156 часов. А 313 будней по 1 часу — это 313 часов чтения. Значит, в год получается более 450 часов чтения. Это, самое малое, 5 тысяч страниц! А при навыке в два-три раза больше». Такая программа не просто предусматривает число часов для человека, желающего заняться самообразованием. Это программа воспитания в себе упорства, целеустремлённости, непреодолимого желания стать образованным. Дело тут не в числе часов, а в том, чтобы иметь волю расходовать свое время на чтение так, как это подсчитал Рубакин. Это характерно и для него самого. Для писания своих книжек, для ответов на «исчисленные письма, для составления каталогов и крупнейших библиографических работ он должен был и сам распределить своё время так, чтобы у него не пропадало зря ни одного часа. Значительны также заслуги Николая Александровича Рубакина в области развития отечественного библиотековедения и книговедения. Он поднял и разработал, правда, не всегда с правильных позиций, ряд теоретических проблем, которые являются актуальными и в наши дни (вопросы комплектования книжных фондов, методы изучения читателей и др.). Изучение наследия Н.А. Рубакина имеет большое значение для развития библиотековедения. За свою долгую и плодотворную жизнь Николай Александрович Рубакин собрал две большие библиотеки, объемом около 200 тысяч книг, которые и передал народу: первую библиотеку в количестве 115 тысяч томов — в 1907 году, вторую — 80 тысяч томов — в 1946 году. История этих библиотек позволяет осветить одну, менее известную сторону деятельности Рубакина — библиотекаря и библиофила, которая, тем не менее, была тесно связана, а порой являлась и основой его издательской, библиографической и научно-популяризаторской работы.

Крупнейшей работой в помощь самообразованию и комплектованию фондов общедоступных библиотек, наиболее прославившей Н.А. Рубакина, был его капитальный труд «Среди книг», подобного которому не было в мировой библиографии. По определению Н.А. Рубакина эта книга представляла собой «обзор русских книжных богатств». Это библиографическое пособие отражало «библиотечное ядро» общедоступной библиотеки начала XX века. Теорию «библиотечного ядра» Н.А. Рубакин впервые сформулировал еще в 1893 году в докладе «Книжное оскудение» в Вольном экономическом обществе. Под «библиотечным ядром» он понимал тот минимум литературы, который необходим каждой общедоступной библиотеке. По своему составу это «ядро» должно быть «книжным отражением Вселенной», т. е. представлять собой тот круг книг для самообразования читателей, тот «минимум», который необходим каждому человеку для понимания этой Вселенной. Он критиковал те публичные библиотеки, фонды которых находятся в полной зависимости от вкусов «читающей публики». Он подчеркивал, что «приспособление библиотеки к низшим вкусам публики» — смерть для библиотеки. Библиотека, — по его представлению, — должна быть «могущественным орудием просвещения». Разумеется, конкретный состав «библиотечного ядра», предложенный Н.А. Рубакиным в его библиографическом пособии «Среди книг», во многом отличен от современного, но сама идея «библиотечного ядра» и сегодня должна лежать в основе формирования фондов общедоступных библиотек. Насколько фонд конкретной библиотеки действительно является «отражением Вселенной», или отражает «низшие вкусы читающей публики», зависит престиж современной библиотеки в глазах ее читателей.

Особое место в творчестве Н.А. Рубакина занимает теория библиологической психологии, которую сам автор считал венцом своей научной и практической деятельности, основным трудом всей жизни. Стержень библиопсихологической теории Н.А. Рубакина — положение о наличии «взаимосвязи» между читателем, его психикой и книгой, а библиопсихология в целом — как психология книжного дела, изучаемого по реакциям, то есть внешним проявлениям. Для доказательства связи между читателем и книгой на более высокой ступени — на уровне сознания человека, Рубакиным была применена теория рефлексов известного физиолога И.П. Павлова. Опираясь на нее в объяснении действия печатного, рукописного и устного слова, Н.А. Рубакин приходит к выводу, что человеческая речь, а вместе с ней слово устное и рукописное, понимались Рубакиным как сигнал или знак, воздействующие на мозг человека. Кроме того, в библиопсихологической теории Н.А. Рубакин затронул и впервые экспериментально исследовал проблему возможных несоответствий между документом и восприятием его читателем. Ученый предложил и разработал психологическую классификацию читателей и книг, представляющую собой математическое выражение степени максимального соответствия их друг к другу. Н.А. Рубакин был крупнейшим в России исследователем читателя и чтения. Еще в 1889 году он опубликовал «Опыт программы для исследования литературы для народа», а в 1895 году в издательстве О.Н. Поповой вышел его капитальный труд «Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения». С этого первого исследования начинается активная теоретическая и практическая деятельность Н.А. Рубакина по изучению книги, читателя и чтения. Он считал, что это изучение должно осуществляться, прежде всего «в самих очагах чтения» — в библиотеках, поскольку «нет места более удобного для изучения русского читателя». Библиотеку он характеризовал как «маленькую наблюдательную станцию», а ведущим методом считал «экспериментальное изучение читательства». Эта активная деятельность по социологическому и психологическому изучению читателя и чтения привела его в дальнейшем к разработке библиологической психологии — нового направления психологической науки, направленного на изучение психологии книги и ее автора, читателя и чтения в их взаимодействии и взаимовлиянии. В книге «Библиологическая психология» собраны труды Н.А. Рубакина — основателя особого направления психологии, связанного с исследованием чтения как психического процесса, как базового элемента социализации человека, как особого социального и культурного явления. Эти труды получают сегодня признание и вызывают живой интерес. Исследования Рубакина в области библиопсихологии были использованы в психолингвистике и других направлениях современной психологии и социологии. Условно деятельность Н.А. Рубакина можно распределить по нескольким основным направлениям: теория и практика библиотечного дела, руководство самообразованием и создание огромной научно-популярной литературы, изучение читателя и книги, разработка теории чтения с классификацией читателей по их психологическим типам. На деле все эти направления тесно связаны друг с другом и составляют единое целое в деятельности Н.А. Рубакина. Для настоящего издания отобраны из огромного наследия Н.А. Рубакина его основные работы, наиболее интересные для современного читателя и внутренне связанные между собой. Главное достижение ученого в том, что, используя рациональные зёрна передовых для того времени учений в области психологии, физиологии, языкознания, именно он первым не только указал на наличие связей между книгой и читателем, но и предложил экспериментальную апробацию этой связи. По мере накопления новых научных фактов и гипотез в смежных с библиотековедением науках — психологии, педагогике, кибернетике, информатике, лингвистике и других, отечественные исследователи в той или иной мере будут опираться на его теоретические идеи. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Н.А. Рубакин был первым, кто поставил изучение читателя на научную основу. Ему принадлежит первенство во введении в научный оборот термина «библиологическая психология». Он стал первым, кто пристально вгляделся во взаимоотношения читателя и текста, книги.  Н.А. Рубакин впервые в истории отечественной и зарубежной науки в своей теории библиологической психологии на уровне «книга — читатель» рассмотрел частный случай общей проблемы инфовзаимодействия, которое составляет ядро новой науки — информологии.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Лоцман книжного моря». 

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.