Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!
Наше сегодняшнее мероприятие посвящено международному Дню музеев..
Международный день музеев празднуется во всём мире с 1977 года, когда 11 генеральная конференция ICOM (International Council of Museums — Международный совет музеев), проходила в Москве и Ленинграде.
В 1977 году музейному сообществу захотелось создать особенное событие, которым и стал Международный день музеев. Резолюция была принята в том же 1977 году во время Общей Ассамблеи международного совета музеев (ICOM) в Москве.
В 1992 году совет ICOM, который официально занимается организацией Международного дня музеев, предложил проводить событие на определённую тематику. С тех пор каждый год у Международного дня музеев своя тема, и Международный совет музеев всегда делает обзор связанных с данной темой мероприятий, делая их доступными для всех.
А что такое музей?
Музе́й (от др.-греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи.
В 1946 году создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями. ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.
Представляем вашему вниманию видепрезентацию «Пинакотека, галерея, музей»
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н. э. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году н. э.
В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.
Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени часто демонстрировались произведения искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.
С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция — Сёсоин — со временем сложилась в храме в Нара.
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию в Флоренции Сада скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского — cabinet: соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.
В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
Предлагаем вам собрать онлайн мозаику «Эрмитаж»
Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев — всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни.
Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.
Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.
Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.
Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.
Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.
Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.
Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов.
Предлагаем вам пройти викторину «Музеи мира»
Спасибо за внимание!
Собянин А.В.