Привет, Флоренции великий сын! Твой лик
С крутым высоким лбом, с волнистой бородою
Прекрасней для меня могущества владык,
И я, восторга полн, склоняюсь пред тобою!
Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Я думаю, что вы поняли, о ком пойдет сегодня речь. «Леонардо да Винчи: человек без границ» — именно так называется арт-час, посвященный 570-летию со дня рождения великого итальянского художника, учёного, математика, инженера, архитектора, скульптора, философа и писателя — истинного человека эпохи Возрождения. Пожалуй, нет области, которой не коснулся бы великий мастер. Сфера его деятельности охватывает не только пространство, но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Леонардо да Винчи — одна из самых ярких и загадочных личностей в истории человечества. По воспоминаниям современников, он участник всех состязаний и турниров, прекрасный пловец, фехтовальщик, искуснейший всадник, шутник, острослов, блестящий рассказчик, эрудит-оратор, танцор, певец, поэт, музыкант и конструктор музыкальных инструментов, гениальный художник и теоретик искусства, математик, механик, астроном, геолог, ботаник, анатом, физиолог, военный инженер, мыслитель, далеко обогнавший свое время… Такие гении, как он, появляются на свет едва ли чаще, чем один раз в тысячу лет.
Загадка Леонардо начинается с его рождения. В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 г. родился самый многогранный гений Возрождения. Леонардо не имел фамилии в современном смысле: «да Винчи» означает просто «родом из городка Винчи». Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни её фамилии, ни возраста, ни внешности. Биографы называют её молодой крестьянкой. Она знакома нам под именем Катерина. Она скоро умерла, и отец — флорентийский нотариус Пьеро да Винчи — взял незаконнорожденного сына в свой дом. У подраставшего Леонардо было три мачехи и все любили его и баловали, так что сердце его не зачерствело без нежности, необходимой человеку хотя бы в детстве. О том, как проходило детство Леонардо да Винчи, нам ничего не известно. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. В те годы во Флоренции жили выдающиеся ученые, которые оказали влияние на формирующийся ум Леонардо. У него проснулся интерес к изобретательству и всяческим механизмам. Он делал чертежи мукомольных мельниц, подъемных механизмов, которые приводятся в движение силой воды. Живописи и скульптуре он учился у художника Андреа дель Верроккьо, а в 20 лет был провозглашен «мастером», неподражаемым и самобытным живописцем. Леонардо-юноша собрал в одну коробку жуков, кузнечиков, змей, мышей, ящериц и, глядя на них, нарисовал фантастическое чудовище, столь ужасное, что отец его, войдя в комнату, где в лучах яркого солнца стояла картина, обратился в бегство. К сожалению, эта картина не сохранилась. Джордано Вазари, первый биограф Леонардо да Винчи, писал: «Не говоря уже о красоте его тела, которая была выше всякой похвалы, в каждом его движении была бесконечная прелесть; он обладал такими дарованиями, что легко одолевал всякие встречавшиеся ему препятствия. Его громадная физическая сила соединялась с ловкостью, ум и смелость его всегда отличались каким-то царственным и великодушным характером». И хотя не осталось ни одного портрета Леонардо в молодости, восторженные описания современников говорят о его незаурядной внешности. Вазари отмечает, что Леонардо «мог петь и божественно импровизировал на лире».
В качестве развлекательной пятиминутки предлагаем вам собрать онлайн-мозаику обложки книги Джорджо Вазари «Избранные жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Некоторые недоброжелатели называли его «миланский скрипач». Прозвище лишь подчеркивало многогранность Леонардо: он действительно был выдающимся музыкантом своего времени, любимцем пиров и карнавалов. Умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца, и хотя он не обладал никакой собственностью и работал много, всё же он держал слуг, а также лошадей, к которым всегда был неравнодушен. Воистину он любил всех животных… Часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская из корзин, а торговцу платил запрашиваемую сумму. Описание Вазари представляет нам общительного молодого человека, певца, искусного собеседника. Образ, который Леонардо да Винчи являл собой миру, был всего лишь маской; в сердце своем он был более чем одиноким человеком. В 1482 г. Леонардо да Винчи предстал перед герцогом Милана и перечислил ему свои профессиональные способности. Герцог взял его под свое покровительство и оказал благосклонный прием. Леонардо ставил живопись выше всех других своих занятий и к концу своей жизни почитался более всего как великий художник. Он работал всю жизнь и, очевидно, не представлял себе состояния, которое мы в быту называем отдыхом и покоем. Отдых для него был лишь сменой рода деятельности. Он творил всегда и везде. Когда его упрекали за то, что он долго не заканчивает работу «Тайную вечерю», он говорил, что упреки напрасны, что он занят только этой работой. Одно из самых известных произведений живописи — картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Точная дата написания неизвестна. Ныне хранится в Лувре. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Говорят: что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало. Леонардо да Винчи рисовал Джоконду не как плоть, а как душу, выступая в роли Бога Создателя.
Душа Джоконды не стареет.
Висит картина в Лувре вечно…
Никто так в мире не умеет
Всем улыбаться. Незабвенна
Прекрасная жена торговца!
Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность – обязательное качество жизни. Окончить – значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений – незавершенные. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.
Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Леонардо да Винчи – итальянский гений»
В эпоху Возрождения ко многим художникам, в том числе и к Леонардо да Винчи, применялся термин homo universale (всесторонне развитый человек). Увлечение наукой порой заставляло Леонардо надолго откладывать краски и кисть. Иногда он оставлял математические пометки на полях рукописей, на клочках, рисовал чертежи, не заботясь о том, как, например, будут ломать головы потомки над рисунком барки, о которой лишь мельком сказано, что она может плыть против ветра. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов.
Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал так называемый орнитоптер — летательный аппарат с машущими крыльями. До настоящего времени при всём могуществе нашей техники, несмотря на все усилия энтузиастов-изобретателей, орнитоптер не построен. Но рано или поздно он будет построен, потому что Леонардо не ошибался. Он писал: «Птица есть аппарат, работающий на основе математических законов, поэтому для человека возможно его построить». Помимо большого количества талантов, да Винчи имел и дар предсказания! Художник говорил, что в будущем люди смогут видеть себя падающими с высоты и при этом не получать увечий. И человечество изобрело парашют. Также Леонардо говорил, что люди будут разговаривать друг с другом из любых точек мира – телефон. А ещё человек сможет разговаривать с большой аудиторией, но при этом находиться не с ней. Очевидно, что это телевидение. Леонардо впервые в истории человеческой мысли сделал наброски металлургических печей, прокатных, ткацких, печатных станков, подводных лодок, танков и парашюта. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники. Утвердив ботанику как самостоятельную науку, дал классические описания листорасположения, корневого давления соков растений, открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца. Обобщив результаты вскрытий трупов, создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела. Интересны исследования Леонардо да Винчи в области геологии: он создал описание осадочных пород, объяснил наличие морских отложений в горах Италии. Как учёный-оптик, он знал, что зрительные образы на сетчатке глаза проецируются в перевернутом виде. Высказал предположение о том, что «белый свет есть причина всех цветов». Среди идей да Винчи можно видеть легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства верёвки, шлифовальные станки, выдвижную пожарную лестницу. Турецкому султану Леонардо да Винчи предложил проект по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда. Уже в XX в. на Флоренцию обрушилось страшное наводнение. Стали думать, как избежать затопления в будущем, и тут нашли проект Леонардо, проект защиты города от будущих наводнений — подарок из века пятнадцатого веку двадцатому. Леонардо да Винчи был наделен таким разнообразием совершенств, каких хватило бы на добрый десяток людей, наверняка бы вошедших в историю прогресса.
Предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Жизнь и творчество Леонардо да Винчи».
Мы познакомились с Леонардо да Винчи, прежде всего, как художником, изобретателем, ученым. Но мало кто знает о его литературной деятельности и о том рукописном наследии из 7000 листов, которое дошло до потомства только во второй половине XX века. А между тем сказки, легенды и притчи великого флорентийца до сих пор рассказывают в итальянских деревнях как безымянные народные сказки. Они вводят нас в реальный, а порой полуфантастический и причудливый мир природы и человека. В них есть и элементы притчи, и элементы народной басни, байки, и, конечно, фантастика, присущая сказкам и легендам: говорящие и думающие звери и птицы, предметы и растения, необычные существа. Леонардо да Винчи всегда был окружен учениками, щедро делился своими знаниями и научными открытиями. Он был неистощимым выдумщиком и прекрасным рассказчиком. Стоило ему заговорить, как все замолкали, прислушиваясь к его чарующему голосу. Недаром его называли сладкоголосым Орфеем. Люди жадно ловили каждое слово да Винчи, а рассказанные им истории передавали из уст в уста. Леонардо да Винчи — автор многих афоризмов:
• «Как железо ржавеет, не находя себе применения, как стоячая вода гниет, так и ум человека чахнет от лености и бездействия».
• «Мудрость — дочь опыта».
• «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной».
• «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть». Предлагаем и тебе, читатель, прикоснуться к его мудрости с помощью книги, которая имеется в фонде библиотеки имени В.Г. Белинского.
Леонардо ди Винчи. Универсальный гений / Сост. Л.М. Мартьянова. – Москва: Центрполиграф, 2018. – 190 с., ил. – Текст: непосредственный.
Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далёкий и такой современный. Сколько о нём написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Работая во всех областях знания и искусства, он всюду был оригинален и велик. И не его вина, если его заслуги в области науки и философии были оценены слишком поздно и даже теперь не получили ещё всеобщего признания. Многое в творчестве великого гения Возрождения еще не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остается его личность. Я уверена, что рано или поздно история науки отведёт Леонардо да Винчи такое же место, какое он занимает в истории искусства.Как универсальная личность Леонардо уникален и несопоставим ни с кем. Он работал всю жизнь, и его отдыхом была только смена деятельности. Он осваивал мир, как его современники осваивали Землю. «Видеть, понимать, создавать» – формула бытия Леонардо. Через века Борис Пастернак напишет:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней, до сердцевины.
Это и есть его метод, и, может быть, та самая тайна великого Мастера.
И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть мультфильм о Леонардо да Винчи из серии «Жили-были первооткрыватели». Кто знает, на каком уровне развития оставалась сегодняшняя наука, если бы не его изобретения?
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.