Праздник «Есенина песню поёт нам осень»

      Комментарии к записи Праздник «Есенина песню поёт нам осень» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Приближается очередной день рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. К этой дате совместно с участниками клуба «Эхо»  мы подготовили онлайн-мероприятие «Есенина песню поёт нам осень». С.А. Есенин – безусловно, один из самых ярких талантов нашей национальной литературы. Читая есенинские строки, чувствуешь необычайную силу его пера, которая воздействует на нас: волнует, заставляет сопереживать, радоваться и плакать – одним словом, согревает «есенинским неугасимым огнем». Стихи Есенина полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В них раскрывается личность поэта, его душа, наверное, в этом кроется главный секрет того, что он был и остается одним из самых читаемых поэтов.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…»

Книги, представленные на этой выставке, вы можете взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Нет, наверно, в России человека равнодушного к поэзии Сергея Есенина. Есенину посвящали свои стихи многие известные поэты. Но сегодня мы хотим представить вам стихи, которые написали участники клуба «Эхо».

Приходченко В.А.

России светлый сын

Штрихи к портрету Есенина

России светлый сын не дожил до седин.
Стезю его прервал голгофою финала
Державной смуты шквал, и к истине не дал
Погибшему певцу осилить перевала.

Он на арене творческих страстей
Предстал достойней многих и добрей.
Хоть и явил себя в личине хулигана,
Чтоб отличаться сутью от Демьяна,
А также от роглана-главаря,

Проникновенный стих прочувственно даря
Сердцам, застигнутым ненастьем Октября.
И стих согрел сердца российского простого
Народа и жрецов возвышенного слова,
Гармонии любви благодаря.

Стихотворение В.А. Приходченко «России светлый сын» напечатано в литературном альманахе «На донских берегах» (2021 г.).

Астальцев В.Н.

Мещёра

От агрессии,
От депрессии
Убежал я в диковинный лес,
Где нет зависти
Малой малости:
В край рязанский – край дивных чудес.

Где от скупости,
Чьей-то глупости
Защищают Оки берега.
Вместо корысти –
Всё по совести.
Лечит душу от лжи тишина.

Ни безволия,
Ни своеволия

Не прощают бойницы Кремля.
Работящим
И память хранящим
Салютуют церквей купола.

От усталости,
Ранней старости
Нет целебней цветочной росы.
Вместо пляжности,
Мёртвой праздности
Поищите в Мещёре грибы.

Прилив бодрости,
Воли твёрдости
Дарит запах сосновой коры.
…Константиново
Душу вымоло…
И есенинские стихи.

Там, где тонкие берёзы
в прятки с соснами играют,
там, где звёзды, растворяясь,
дарят магию строки,
романтические грёзы
сон влюблённых согревают,
лунным светом разливаясь,
тают в зеркале Оки…

Легко перо.… Здесь пишется прекрасно.
В краю равнинных вековых лесов,
неспешных рек и луговых озёр
приходят строчки ожерельем слов,
те самые, что ищем не напрасно.

Наполнен воздух многоцветьем трав.
Когда нахлынет странное волненье,
спешишь поймать то самое мгновенье,
что просится само в стихотворенье,
которое ещё не написал…

Деревня…  Забываются напасти:
ни толкотни, ни гонки городской,
где мы почти не властны быть собой,
а роскошь небывалая – покой…
В Мещёре не бывает дней ненастных.
Легко перо.… Здесь дышится легко.

Стихи написаны под впечатлением от посещения есенинских мест (Турбаза «Мещёра», село Павлушкино Клепиковского района Рязанской области).

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни, из среды потомственных хлеборобов. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу сливали.

«Я рос, — рассказывал Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». Село Константиново на Рязанщине, где родился и вырос поэт, раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки. «Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, — вспоминала сестра поэта, Александра Есенина. – Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнёзд служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина… Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком. На горе, как на ладони, видны протянувшиеся на многие километры сёла и деревни. Вдалеке, как в дымке, синеют леса». Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в стихах юноши зазвенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине. Сергей Александрович Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чьё творчество нравится многим. С детства мы знакомы с его поэзией. Например, стихотворение «Белая берёза под моим окном…» удивительно легко запоминается, сразу делается как будто родным. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести свою радость от всего увиденного, но и заразить читателя этой любовью ко всему прекрасному на земле. Однако в самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается грусть, с которой поэт говорит о хрупкости человеческого счастья, о конечности человеческой жизни:

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю, чтоб
Скорей её покинуть.

Стихи Есенина очень музыкальны — это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка. Айседора Дункан, не понимавшая русского языками, слушая стихи Есенина, говорила: «Я слышу, что это музыка».

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику  «Сергей Есенин и Айседора Дункан»

Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени.  В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об утраченной юности, порой драматические переживания, и сложное время, в которое жил поэт. О связи музыки с поэзией, живописью, архитектурой говорит Сергей Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорные народные вышивки, орнаменты. Поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Он обладал «необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной». Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов. Более 200 произведений написано на стихи поэта. И сегодня новые поколения композиторов обращаются к поэзии Сергея Есенина – самому музыкальному поэтическому роднику России.

Предлагаем вам послушать романс «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина в исполнении Олега Погудина. Музыка Г. Пономаренко.

Отдельное место в лирике поэта занимает тема любви. Человек с таким тонким ощущением мира посвятил главному чувству на земле большое количество строк. Любовь в стихах Сергея Александровича чувствуется постоянно. Любовь к родной земле, матери, русской природе и, конечно, любовь к женщине. Именно последнее из перечисленных воплощений любви и рассматривает в своём сообщении «Тема Любви в  стихах Сергея Есенина»  участница клуба «Эхо» Лагунова Юлия.

Любовная лирика С.А. Есенина прослеживается в нескольких циклах его творчества: городском цикле «Москва кабацкая», циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы». Чистота, нежность, искренность — так можно охарактеризовать есенинскую любовь. Это чувство воспринимается им как возрождение, пробуждение всего прекрасного в человеке, как гибель всех отрицательных черт. Это стремление от тьмы к свету под воздействием этого волшебного чувства. Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья. Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой. Тема любви в лирике Есенина не была похожа на такие же переживания у других авторов.  Поэт сделал ее актуальной и очень интимной. Эта тема начала звучать с самого начала в его стихах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев. Первые произведения он посвящал Анне Сардановской, которая стала  прообразом Анна Снегиной. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи. Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру,  Лидию Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны. Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась. Есенин на перекрестке, он не может понять, что с его жизнью не так, где он потерял себя, и это  его настроение  находит свое отражение в сборнике «Москва кабацкая» в нем любовь больная, пьяная и разудалая с оттенком горечи. Мало того, что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится. В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче.  В этот период он пишет свое самое прекрасное стихотворение  «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий, и своего рода попыткой раскаянья за те страдания, которые он причинил своим женщинам. Тема любви  превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого. Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения. Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд. В скором времени у него появляется новая муза – Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство. Ярким примером этого периода жизни можно назвать стихотворение «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили. Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью. А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей Сергей Александрович посвятил множество стихов. Для неё создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств. Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Любовь в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому. В нём сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину. Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми. До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта. Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана. Душу его мог увидеть каждый, кто умел читать. Тема любви в стихах Есенина раскрыта со всей страстностью поэта. Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Создание цикла стихов «Персидские мотивы» Есенин задумывал уже давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла вместе с мечтой о Персии. Этот цикл должен был стать необыкновенным — вершиной его творчества. Есенину было ясно, что она им ещё не достигнута. Персидские стихи нравились Есенину, он считал их лучшими из всех, что написал. «Персидские мотивы» — это многоплановое произведение. Во-первых, стихи говорят о мире, в котором живет поэт, иначе он не умеет. Во-вторых, стихи цикла рассказывают тему любви человеческой. Есенин видел неизменную современность этой темы. И когда читал стихи А. Фета, и когда знакомился с переводами персидских лириков, он понимал, что эмоции человеческие, если и меняются, то крайне редко. Он хотел внести свой вклад в вечную тему. Два первых стихотворения цикла посвящены любви. В стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ!..»  поэт обращается со словами любви и нежности к персиянке Шаганэ. Он не зовет её прекрасной, как это имело место во втором стихотворении, когда речь идёт о персиянке Лале. Шаганэ — не служебный образ. Новому поэтическому образу поэт придает определенные жизненные черты: Шаганэ  умна и серьезна и, в то же время, жизнерадостна и весела. С ясной улыбкой, с песней, как птица, встречает она утро жизни. Шаганэ реальна и потому ещё, что на неё «страшно похожа» девушка, которая живет на севере и хорошо известна поэту. Вместе с тем и отношение Есенина к персиянке получает новую форму выражения. В стихотворении, например, нет риторических объяснений в любви. И в то же время от строки к строке, от строфы к строфе постепенно усиливается лирическая насыщенность «Шаганэ, ты моя Шаганэ!..».   Достигается это усиление и за счет повторения имени персиянки в строке, и за счет завершения строфы этой строкой, и за счет, наконец, применения кольцевой рифмы. Происходит то же, что в разговорной речи случается со словом «любимая». Часто повторяемое, избитое, оно в устах влюбленного обладает неизъяснимой привлекательностью и совершенной новизной. Чувства поэта обострены и изменчивы, «как волнистая рожь при луне». И в этой напряженности и неустойчивости эмоции вся его жизнь:

Эти волосы взял у ржи,
 Если хочешь, на палец вяжи-
Я нисколько не чувствую боли
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
 Про волнистую рожь при луне.

В стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ!..» чувства поэта к персиянке ясны, хотя они не выражены прямой речью. Оно построено на противопоставлении подзадоривающей шутки персиянки и серьезного ответа лирического героя. Стихотворение выражает ревнивое чувство восхищения поэта красотой Шаганэ. Чтобы передать это восхищение, Есенин прибегает к излюбленному в персидской поэзии сравнению красоты возлюбленной с красотой розы — лучшего цветка сада: все розы должны быть уничтожены, чтобы они не могли соперничать с Шаганэ:

Я б порезал розы эти,
Ведь она отрада мне –
Чтобы не было на свете
 Лучше милой Шаганэ.

В феврале 1925 года Есенин уехал из Батуми. Они расстались. В памяти поэта навсегда осталась молодая батумская учительница — девочка-мать, которой он был обязан чудесным чувством гордой дружбы — любви. Под этим впечатлением он и создал героиню цикла персиянку Шаганэ, обессмертив женщину, ставшую ее прообразом.

Любовная лирика Есенина — это маленькая частичка его богатого литературного наследия. При этом стоит отметить, что даже сам Есенин отмечал, что любовь к женщинам не была главной темой его творчества. Есенин видел своей главной темой любовь, но любовь к Родине и родной земле.

В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы
И синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…

(Н. Браун)

В заключение нашего мероприятия предлагаем вам послушать песню на стихи Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…».  Поёт выдающийся русский певец и просветитель Алексей Покровский.

Сергей Александрович Есенин…. Вечная Вам память! Вы были правы, когда сказали отцу: «Батя, мои стихи будут читать и через сто лет». Мы читаем… Спасибо! Вы сокровище на все времена…

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.