Литературное обозрение «Основано на БРЭ», к международному дню распространения грамотности

      Комментарии к записи Литературное обозрение «Основано на БРЭ», к международному дню распространения грамотности отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского! Наше сегодняшнее мероприятие мы проводим в рамках проекта «ОСНОВАНО НА БРЭ» (БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ ЭНЦИКЛОПЕНИЮ) и посвящено оно Международному дню распространения грамотности. Немного информации о БРЭ. БРЭ — российская универсальная энциклопедия на русском языке. 13 января 1995 года Президент России Б.Н. Ельцин поручил Правительству предусмотреть в Федеральной программе книгоиздания в России, в качестве президентской программы, издание в 1996—2001 годах Большой российской энциклопедии. А 2 мая 1996 года Б.Н. Ельцин подписал президентский указ № 647 «Об издании Большой российской энциклопедии. Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Статья из БРЭ о Пушкине».

Пушкин А. С. [биографическая справка]  / Большая Российская энциклопедия: [в 35 томах]: Т. 28: Пустырник – Румчерод. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2015. –  767 с. – С. 38-42: ил. – ISBN 978-5-85270-365-1. – Текст: непосредственный.

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день России (День русского языка). Этот день невероятно важен для всех, кто говорит на русском языке.  Именно 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин, которому и ставят в заслугу появление современного русского языка, коим мы пользуемся в данный момент. Пушкин – любимый русский писатель, поэтому объяснять – почему именно 6 июня, в день его рождения, было решено сделать День русского языка, нет никакой необходимости. Просто потому, что Пушкин – это наше все.

Главным редактором энциклопедии был назначен академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии по физике А. М. Прохоров, что говорит о важности, которую придавали власти изданию энциклопедии. В своё время академик Прохоров был главным редактором третьего издания «Большой советской энциклопедии», издававшейся с 1969 по 1978 годы. В качестве пятиминутки предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Статья из РБЭ о Викторе Гюго», посвященную французскому писателю (поэту, прозаику и драматургу), одной из главных фигур французского романтизма, политическому и общественному деятелю.

Гюго В.М. [биографическая справка]  / Большая Российская энциклопедия: [в 35 томах]: Т. 8: Григорьев – Динамика. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. –  767 с. – С. 202-203: ил. – ISBN 978-5-85270-338-3. — Текст: непосредственный.

14 октября 2002 года Президент России В.В. Путин подписал указ № 1156 «Об издании Большой российской энциклопедии, отменивший аналогичный указ Б.Н. Ельцина от 2 мая 1996 года N 647. Председателем научно-редакционного совета по изданию «Большой российской энциклопедии» был назначен президент Российской академии наук академик РАН Юрий Сергеевич Осипов. В 2004 году вышел том «Россия» «Большой российской энциклопедии», посвящённый Российской Федерации. В сентябре 2004 года на VI Национальном конкурсе «Книга года» том «Россия» БРЭ был назван «книгой года».  Издание БРЭ состоит из 35 нумерованных томов и тома «Россия», и содержит более 80 тысяч статей. Энциклопедия издавалась с 2004 по 2017 годы научным издательством «Большая российская энциклопедия». В декабре 2017 года из печати вышел последний, 35-й том БРЭ. 5 сентября 2018 года 35-томное издание «Большой российской энциклопедии» было удостоено гран-при XX Национального конкурса «Книга года». С 1 апреля 2016 года существует электронная версия энциклопедии, выпуск которой осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Ещё одна пятиминутка посвящена английскому писателю, пик популярности которого пришёлся на 1920-е и 1930-е годы. В качестве агента британской разведки с августа по ноябрь 1917 года он находился с миссией в России.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Статья из БРЭ о Сомерсете Моэму»

Моэм У.С. [биографическая справка]  / Большая Российская энциклопедия: [в 35 томах]: Т. 21: Монголы — Наноматериалы. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2013. –  767 с. – С. 360: ил. – ISBN 978-5-85270-355-2. – Текст: непосредственный.

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и подростков. Мир меняется. Современные технологии наступают семимильными шагами. Новые технологии, электронные устройства, от сотовых телефонов до развлекательных центров и компьютеров, вошли к нам в дом. Встретить человека с ноутбуком теперь можно чаще, чем человека, держащего книгу. Еще немного, и последних не станет почти совсем. Ни для кого не секрет, что всемирная паутина отбила часть читательской аудитории у библиотек. На смену бумажным носителям пришли электронные документы, пришла эра интернета. Увы, далеко не все, что хочется и что нужно, есть в интернете. Чтобы это «нужное» появилось в интернете, необходимо, чтобы кто-то его отсканировал и выложил на каком-то сайте. Конечно, в электронном ресурсе можно найти массу информации по запросу, но при этом вы потратите уйму времени на поиски нужного ответа, и будете ли уверенными в достоверности ответа?  В библиотеке же можно найти достоверную информацию! Интернет может в одно мгновение исчезнуть, если вдруг что-то произойдет типа глобальных катастроф с энергией. Где искать нужную информацию тогда? В один миг все можно потерять. А библиотеки – вот они рядом. Сокровищница человеческих знаний — энциклопедия — является особым видом книги, пожалуй, самым незаменимым с точки зрения практической пользы. Ни одна, даже самая маленькая библиотека, не обходится без нескольких экземпляров энциклопедий различной тематики. Энциклопедия — это кладезь различной ценной и интересной информации. Когда есть цель развиваться и получать дополнительные знания будет полезно почитать энциклопедию и узнать что-то новое и интересное. Энциклопедии можно читать в любом возрасте, потому что человек всю жизнь чему-то учится, если только есть желание чему-то научиться. Некоторые люди хотят стать интересными собеседниками и расширить свой кругозор. Это реально осуществить различными способами, в том числе путем чтения энциклопедий. В энциклопедии очень легко найти информацию, поэтому она очень эффективна для применения в процессе обучения. Информация систематизирована по принципу словаря, что упрощает работу с ней и поиск нужной информации. Если вы выработаете у себя привычку пользоваться энциклопедией, вы даже не заметите, как улучшится качество ваших знаний, и вы будете знать то, о чем раньше и не задумывались. Ещё одна пятиминутка посвящена известному американскому мастеру реалистической литературы – публицисту и прозаику Теодору Драйзеру, которому 27 августа 2021 года исполнилось 150 лет со дня рождения. Он внес огромный вклад в развитие американской культуры и мировой литературы. Многие специально изучают английский язык, чтобы читать его произведения без перевода.

Драйзер Т. [биографическая справка]  / Большая Российская энциклопедия: [в 35 томах]: Т. 9:  Динамика атмосферы – Железнодорожный узел. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. –  767 с. – С. 319-320: ил. – ISBN 978-5-85270-339-2. – Текст: непосредственный.

Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал КНИГУ. Книга была и остается основным источником в освоении грамотности. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Её называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».  В июле 1976 г. в испанском городе Ла-Корунья был открыт первый в мире памятник книге: двое взрослых читают, а ребенок высоко поднял книгу, как бы символизируя ее величайший взлет в будущем.

А вы внимательно читаете книги? Хорошо помните названия прочитанных книг? А героев произведения? Даже знаете автора книги? Давайте проверим ваши знания. Вы готовы? Предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Самые известные мировые писатели и их произведения».

Наше сегодняшнее мероприятие приурочено к Международному дню грамотности. Этот праздник напоминает о важности получения знаний и постоянного развития как для отдельного человека, так и для общества в целом.Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года, с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по её распространению. По окончании обсуждения было принято решение об учреждении праздника, целью которого станет сокращение количества неграмотных людей путем создания доступного образования даже в самых отдаленных уголках планеты.Дата празднования 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции. Идея искоренения безграмотности оказалась близкой многим, поэтому годы с 2002 по 2012 были признаны десятилетием грамотности. Был утвержден план международных мероприятий, координатором которых стала ЮНЕСКО. Учреждены несколько премий, вручаемых за самые выдающиеся успехи в борьбе с неграмотностью. Международный день грамотности призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам: социальным, финансовым. Более того, даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения, не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». На протяжении многих веков человек тянется к познанию всего, что его окружает. Грамотный человек всегда вызывал уважение, на него равнялись, к нему прислушивались. Изначально грамотностью называлось умение читать и писать на родном языке, однако со временем это понятие получило более широкое значение. Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Грамотность — истинный праздник для человечества.  Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. По словам И.С. Тургенева «Учение – не только свет; согласно народной поговорке, но оно и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание». Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Главная цель Международного дня грамотности – активизировать усилия общества по распространению грамотности. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, по данным ЮНЕСКО, в мире проживают 750 миллионов взрослых (из них 102 миллиона молодых людей 15-24 лет), которым не хватает базовых навыков грамотности. Шесть из десяти детей и подростков (617 миллионов) не достигают минимальных уровней владения навыками чтения и счета. Примерно 267 миллионов детей не посещают школу. Существует явная необходимость в развертывании программ распространения грамотности, которые были бы направлены на группы учащихся, требующих к себе особого внимания, и в первую очередь к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. Там, где мужчины и мальчики лишены возможности получения качественного образования, они тоже нуждаются в особом внимании. Поэтому сегодняшняя дата также позволяет предложить новаторские пути решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности в будущем. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна – повышение показателей грамотности населения. Так, в разные годы он проходил под девизами: «Значение грамотности для женщин», «Грамотность расширяет личные возможности», «Грамотность и здоровье», «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», «Читая прошлое, пишем будущее», «Грамотность в цифровом мире», «Грамотность и развитие навыков», «Грамотность и многоязычие» и др.  В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг. «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий. Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования. В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение. Ведь это важнейший шаг в базовом обучении, которое является необходимым инструментом эффективного участия в жизни обществ и экономической деятельности в XXI веке. Сегодня Международный день грамотности отмечается во всём мире 56-й раз. В России День грамотности отмечается с 2000 года. В его праздновании принимают участие правительства, многосторонние, двусторонние и неправительственные организации, частный сектор, сообщества, а также преподаватели, учащиеся и эксперты в этой области. В этот День также присуждаются Международные премии за распространение грамотности людям с выдающимися идеями, способными содействовать распространению грамотности в целях реализации Повестки дня в области образования на период до 2030 года.

В заключение нашего мероприятия предлагаем вашему вниманию видео презентацию «Грамотность – основа будущего»

Неверова О.М.