Здравствуйте, дорогие посетители блога имени В.Г. Белинского. Наше онлайн-мероприятие «Восславим Родину в стихах» посвящено Дню России. Это один из самых «молодых» и важных государственных праздников в стране, который ежегодно отмечается 12 июня. Именно в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете России, в которой было провозглашено главенство Конституции РФ и её законов. Тогда же наша страна получила и новое название – Российская Федерация. Ровно через год, 12 июня, прошли первые демократические выборы президента РФ. Впервые проведенные в незнакомом формате, эти выборы можно считать глобальным историческим событием и важным шагом на пути к построению измененного демократического государства. Спустя 10 лет (12 июня 2001) Президент Владимир Владимирович Путин в своём праздничном выступлении обратил внимание на то, что именно эту дату следует считать точкой отсчёта для новой российской истории, поскольку после неё страна встала на принципиально новый путь развития — путь демократии и верховенства закона с целью создания правового государства. До 2002 года праздник именовался как День принятия Декларации о государственном суверенитете России. После вступления в силу нового Трудового кодекса Российской Федерации в нём были прописаны и новые праздничные дни и выходные, а 12 июня провозгласили Днем России. День России – это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Это символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Родимая страна
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
А. Прокофьев
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!Предлагаем вам видеоклип на легендарную песню композитора Александра Морозова на стихи Анатолия Поперечного «МАЛИНОВЫЙ ЗВОН». Поёт Валерий Сёмин, художественный руководитель группы «Белый день».
Патриотизм – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и чувств, называемом любовью к Родине. Известный критик В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». Это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями, включающее заботу об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к родному городу, деревне, стране в целом. Народ России в своей истории не раз являл примеры истинного патриотизма. Его чувства к родной земле воплощались поэтами, для творчества которых тема Родины – России становилась центральной.
О, мать моя, Россия
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
А. Черный
Предлагаем вам посмотреть фрагмент из к/ф «Мировой парень», реж. Ю. Дубровин, Беларусьфильм, 1971., в котором впервые прозвучала песня «Берёзовый сок» композитора В. Баснера на стихи поэта М. Матусовского в исполнении ВИА «Песняры», руководитель Владимир Мулявин.
Беззаветная любовь к Родине открывается нам в бессмертных стихах Александра Сергеевича Пушкина. 19 октября 1836 года в письме к П. Я. Чаадаеву он писал: «…Я далеко не восхищаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератор я раздражён, как человек с предрассудками – оскорблён, но клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какую дал нам Бог».
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Живородящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как раскалённая пустыня
И как алтарь без божества.
Чувством глубокой любви к Родине пронизана поэзия Анны Ахматовой. Она не отвернулась от революции, не встала в позу судии. Она смотрела на мир трезво и видела неукротимый народный взрыв, несущий каждому отдельному человеку небывалое количество бед и горя. Ахматова не отделяла себя от народа, она разделяла с народом горе. В 1935 – 1940 годах была написана поэма «Реквием», в которой Ахматова отразила трагическое время, когда нормальная человеческая жизнь стала невозможной. На фоне общенародной трагедии идёт повествование о судьбе матери, у которой отнимают самое дорогое – сына. В строках поэмы сквозят безнадёжность, ужас, скорбь. Но Ахматова разделяет судьбу Родины во всём. Вместе с ней и народом она выдерживает военные испытания, призывая к мужеству и стойкости защитников России. За «Великое русское слово» народ готов заплатить высшую цену, — так как это понятие выражает суть национальной души, которую современники великих событий должны передать потомкам такой же свободной и чистой, какой получили от предков.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Как только не величают нашу великую Россию классики и современные поэты. И святая земля, и прекрасная страна, и вторая мама. И поляны её прекрасны, и воздух земляничный, и порой суровы просторы, но сказочно прекрасны. Раскинулась она от Балтики и до Японии. Горы, реки, леса, луга, поля… Какая же она огромная, и как богата талантами. Родина… Россия!.. Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь! «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» — так писал о России поэт С. Есенин много лет тому назад. Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью». Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Удивительна судьба русской березки. В мирное время она — радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Предлагаем вам посмотреть видеоклип на потрясающую песню Михаила Ножкина «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Только русские и советские люди могут чувствовать эту песню до глубины души. Только мы можем понять сердцем эту песню!
Невозможно любовь к Родине загнать в идеологические рамки, она в полный голос заявляет о себе в 60 – 70 годы в поэзии Александра Межирова, Константина Ваншенкина, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Аркадия Кутилова и др. Писатель, поэт и близкий друг Михаила Задорнова Гарри Польский создал проект ВидеоСТИШЬЕ, в рамках которого Задорнов читает знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Видеоряд снимал сам Польский. Эта съемка сделана в Юрмале, в доме Задорнова и в его окрестностях перед самой смертью сатирика. Выбранную музыкальным сопровождением клипа «Лунную сонату» Бетховена Михаил Задорнов исполняет на рояле сам. Наверное, лучше, чем эти стихи Евтушенко, о Задорнове сказать не получится. Предлагаем вам видеоклип «Идут белые снеги». Стихи Е. Евтушенко. Читает М. Задорнов.
В продолжение нашей встречи мы хотим рассказать вам о замечательном, но почти забытом поэте, которому 18 июня исполнится 120 лет со дня рождения. Русская поэзия так богата и разнообразна, что некоторые замечательные поэты по нашему небрежению забываются, исчезают. А Владимир Луговской был большим поэтом. Мы постарались уберечь от забвения имя того, кто по той или иной причине «выпал из обоймы» читаемых и почитаемых. Поэзия Луговского, как родник, поит нас чистейшей водой настоящей поэзии, истинной красоты. Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Портрет Владимира Луговского» для того, чтобы увидеть воочию, как выглядел ныне забытый поэт.
Председатель клуба «Эхо» Лидия Николаевна Павлова подготовила для вас сообщение о творчестве замечательного советского поэта Владимира Луговского «Родина, ты вся в пути…» (Образ Родины в лирике Владимира Луговского). Владимир Александрович Луговской – крупный русский советский поэт, переводчик, журналист. Его лирика, страстно гражданственная, мужественная и нежная, романтичная и мудрая, отмечена неповторимой индивидуальностью дарования, новаторством в открытии новых возможностей поэтического слова.
Владимир Луговской родился в Москве, 1-го июля 1901 года, в семье певицы и учителя, преподававшего русскую литературу в гимназии. Вспоминая детство и юность, поэт позже в своей автобиографии писал: «О стихах я тогда не думал, хотя вокруг всё кипело стихами. Грозной тенью надвинулась Первая мировая война. Пришла и ушла Февральская революция, и ослепительной молнией грянул Октябрь – очистительная гроза над миром, великий поворот и для всего моего поколения. Сдавались юнкера соседнего с нашей гимназией Александровского военного училища, ещё дымились догорающие дома у Никитских ворот, а на стенах уже белели первые декреты о мире и земле. Я был на Красной площади, когда Москва хоронила своих солдат и красногвардейцев у Кремлёвских стен». В 1918 году Владимир Луговской досрочно окончил 1-ую московскую гимназию, но вскоре уехал на Западный фронт, где служил в полевом госпитале, на Смоленщине. Через некоторое время он заболел сыпным тифом и вынужден был вернуться в Москву. В 1919 году Луговской поступил в главную школу всеобщего военного обучения, окончив которую, перешёл в Военно-педагогический институт. Здесь он стал писать стихи, восхваляя романтику Гражданской войны, «писал днём и ночью», вдохновенно отдаваясь всему новому, что принесла революция. Читал свои стихи и Валерию Брюсову, и Константину Бальмонту. В 1921 году Владимир Луговской окончил институт и снова попал на Западный фронт, затем в Политотдел. Некоторое время Луговской служил в Управлении внутренними делами Кремля и в военной школе ВЦИК, но перекладывать из угла в угол кипы бумаг ему быстро надоело. Он уже хотел жить стихами. Стихи Луговского о гражданской войне произвели впечатление на Анатолия Луначарского. Нарком просвещения лично передал несколько стихотворений Владимира Луговского в редакцию журнала «Новый мир». Впервые печататься Луговской стал в 1924 году. А в 1926 году вышла его первая книга стихов «Сполохи». Стихи, составившие этот сборник различны и по темам, и по настроению, и по складу строки. Рядом со стихами о давно прошедших временах, в которых появляются новгородские гусляры и ватажники, царь Пётр и Емельян Пугачёв, — стихи о недавно закончившейся гражданской войне и только что наступивших мирных днях страны. Рядом с яростными строками, словно задыхающимися от переизбытка чувств, — строки сдержанные и взвешенные. Вот парень, будто вышедший из стародавней былины, вопит сперва умоляюще: «Мамынька родная, пусти погулять!», затем грозно: «Пусти меня, мамка, не то печь сворочу». Стихийный порыв сил, безудержный, нерассуждающий порыв – тема, часто возникавшая в поэзии и в прозе 20-х годов ХХ века. Но рядом с этим стихотворением в сборнике другие, исполненные иной мыслью строки. Например, стихотворение «Дорога», в котором Луговской воскрешает прошлое с его отвагой и жестокостью, поэзией и варварством для того, чтобы сказать о безраздельной преданности своей Отчизне:
Дорога идёт от широких мечей,
От сечи и плена Игорева,
От белых ночей, Малютиных палачей,
От этой тоски невыговоренной
От башен, запоров, и рвов, и кремлей,
От лика рублёвской троицы.
И нет ещё стран на зелёной земле,
Где мог бы я сыном пристроиться…
В стихотворении Калужское лето» поэт славит щедрость лета, мирные заботы родной страны, поэзию труда на земле:
…Ну что же, июль, наливайся до края,
Румянь золотое своё лицо,
Шатайся в поддёвке по крепкому краю,
Что пахнет отборным сухим огурцом.
Пусть дни твои будут стеклянны и тихи,
Чтоб ладно рожала большая страна,
И пчёлы ныряли в горячей гречихе,
И рыб приносила Оки глубина.
Однако затишье – недолгий гость в стихах Луговского. На соседних страницах сборника опять бешенство стихий и клокотание человеческих сердец. «Ночь летит над равниной измятой мерным ходом гремящих валов», — пейзаж, написанный в романтическом духе. Те же тона господствуют в батальных сценах: «Ветвей безумный перехлёст, горячий скок автомобиля», «навстречу грому и беде, навстречу рыкающим толпам». Всё здесь сдвинуто, смещено, смешано, заверчено… Всё сопровождается эпитетами оглушительными, ошеломляющими; «буреподобный», «распалённые», «ошалелая», «исполинская». В стихах сборника живёт и любимый друг поэта – ветер. «Ветер хороший, распутный, шальной, гулевой…». Здесь и песня, что «рычит», и ритмы, что «сошли с ума». Но за всей этой круговертью – прочное единство преображаемого человеком труда мира, и ясность цели, стоящей перед поэтом. Следующие два сборника стихов Луговского выходят в 1929 – «Мускул», и в 1930 г. – «Страдания моих друзей». В этот период жизни Владимир Луговской состоит в «Литературном центре конструктивистов». Это литературное направление отличалось, прежде всего, тяготением к техницизму и к эпическим жанрам в поэзии. Эти черты мы видим в стихах сборника «Мускул» — стремление подчёркивать и воспевать в стихах «техническое» и «деловое» и попытки создания стихов эпического склада (раздел сборника «Полупоэмы»). В стихах сборника «Мускул» поэт говорит от имени своего поколения: «Моё поколенье – на своих местах! Моё поколенье мастеров и инженеров, костистых механиков, очкастых врачей, сухих лаборантов, выжженных нервов, весёлых глаз в тысячу свечей», — рапортовал он стихом. Ошибочность догм конструктивизма он понял и преодолел, впрочем, скоро. Уже в том же сборнике «Мускул» поэт даёт свободу лирическим нотам (конструктивизм отрицал лиричность в стихах). Многие его стихи этого периода отличаются непосредственностью чувств, свободой выражения. И одной из самых больших поэтических удач этого является великолепная «Песня о ветре», одно из классических произведений советской поэзии:
Итак, начинается песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны,
О войнах, которым стихи не нужны.
Здесь воедино сплавлены строки зачина, свободные, широкие, как река, подкупающие неповторимой интонацией, со строками, будто выхваченными из лихих партизанских частушек, сжатые, спрессованные абзацы боевых донесений с узорчатым, расписным сказом. Поэт создаёт многокрасочную и одновременно целостную, движущуюся картину народного подвига. В сборнике «Страдания моих друзей» одно из самых характерных стихотворений этого периода творчества Луговского – «Письмо к республике от моего друга». В нём отчётливо чувствуется внутреннее напряжение, свойственное лучшим стихам Луговского. Он признаётся в любви, в бесконечной преданности Отчизне, и делает это с достоинством, без всякого самоуничижения. «Кто силён тобой – в работе он, кто брошен тобой – умрёт», обращается поэт к республике. С гордостью он напоминает ей: «Я спал на твоей постели, укрыт снеговой корой, и есть на твоих равнинах моя молодая кровь». Он говорит: «Такие, как я, поднимали депо, и забой, и завод». Стихотворение это было сразу исповедью, присягой и одой, славящей Родину. К сильнейшим стихотворениям этого сборника относятся «Кухня времени», «Пепел», «Жестокое пробуждение». Первое из них заканчивается строками, которые содержат поэтическое предвидение грядущих мировых событий:
Мы в сумрачном ритме движений теперь,
Мы в сумрачной воле к победе теперь,
Стоим на земле летящей.
Мы в дикую стужу в разгромленной мгле
Стоим на летящей куда-то земле –
Философ, солдат и калека.
Над нами восходит кровавой звездой
И свастикой чёрной, и ночью седой
Средина двадцатого века!
Стихотворение было написано в 1929 году, и его суровая интонация и суровые краски выражают предчувствие больших бед и огромных испытаний, которые вскоре выпадут нашей Родине и многим миллионам людей на планете, осознание угроз для мира, которые несла ему чёрная свастика. Пожалуй, впервые удалось поэту так сжато выразить грозное величие времени, так твёрдо сказать о выдержке и отваге, которыми должен обладать каждый, кто хочет быть достойным сыном своего времени. О своём стихотворении «Жестокое пробуждение» Луговской говорил, что это «прощание с прошлым, прощание с любимой женщиной, в образе которой сквозят черты России».
Сегодня ночью
Ты приснилась мне…
Не я тебя нянчил, не я тебя славил,
Дух русского снега и русской природы,
Такой непонятной и горькой услады
Не чувствовал я уже многие годы…
Эта сложная метафорическая соотнесенность образа женщины с образом страны, судьбы, истории сохранялась в поэзии Луговского и впредь. Обаяние поэтической интонации, изящество ритмического рисунка в совокупности с образной системой стихотворения делает его одним из лучших в поэзии Владимира Луговского. Весной 1930 года Владимир Луговской выехал в Туркмению в составе первой ударной бригады писателей (в неё вошли также Л. Леонов, Вс. Иванов, Н. Тихонов, П. Павленко) от Госиздата и редакции «Известий». Так вошла — на всю жизнь – в его сердце и поэзию Азия. Результатом этой творческой командировки стали четыре книги стихов под названием «Большевикам пустыни и весны».
«Это было время действительно замечательное, — вспоминал позднее сам Луговской, — время первой большевистской весны… Это было время ожесточённой классовой борьбы, крепкого раскулачивания, время байских террористических актов и борьбы за колхозы». Природа Туркмении, туркменские закаты и рассветы пленили воображение Луговского:
Из рыжего пламени
грозных весенних закатов,
Садов, на заре обливающихся
То золотом, то серебром… —
Такими красками поэт рисует картины природы Туркмении. Чувство полноты бытия, радость напряжения всех жизненных сил, так характерные для поэзии Владимира Луговского, он с наибольшей силой ощутил и выразил в своих стихах, посвящённых Востоку. Исследователь творчества Луговского В. Левин отмечает в своей монографии: «В первой книге «Большевиков…» уже начала складываться та напряжённая, задыхающаяся от полноты ощущений и чувств интонация, по которой мы впоследствии будем безошибочно узнавать Луговского». Все четыре книги, посвящённые Востоку, появлялись в течение 1930-1954 гг. В первой из этих четырёх книг действуют по преимуществу работники Туркменской республики, во второй – пограничники и колхозники Таджикистана, третья переносит нас в Узбекистан, четвёртая – на строительство Туркменского канала. Поэзия Луговского с самого начала творческого пути и до конца жизни поэта отличало яркое жизнелюбие, какой-то восторженный «витализм», упоение запахами, звуками, всеми проявлениями жизни природы, чувство слияния с ней. Складывается в этих четырёх книгах «Большевиков…» яркая, сгущённая метафоричность поэтического языка Луговского. В первых книгах стихов Луговского заметны следы влияния на его творчество других поэтов — Блока и Маяковского, Пастернака и Киплинга, Гумилёва и Багрицкого, Сельвинского и Тихонова. Но это не мешало самобытности поэтического восприятия мира и неповторимому творческому почерку поэта. В 1932 году вышла книга стихов Луговского «Европа», — книга, написанная после того, как он побывал за границей на одном из военных кораблей нашего флота. В эти годы Луговской много путешествует по стране: республики Средней Азии, Урал, Кавказ (Азербайджан, Дагестан), русский Север. В ноябре 1935 г. Луговской с группой советских поэтов посетил Прагу, Париж, Лондон. И если впечатления от первой поездки за границу вдохновили поэта на замечательное произведение эпического жанра – поэму «Акрополь», то среди стихов, написанных по следам второй поездки в Европу, нельзя не упомянуть стихотворение «На улице дождь» — одно из лучших лирических произведений Луговского, навеянное недавним пребыванием в Париже. В стихотворении описывается, как в новогоднюю ночь поэт говорит по телефону с любимой, находящейся в Москве. Сопряжение двух реальностей – окружающей чужой и родной далёкой – создаёт весь особый строй стихотворения, всё его обаяние. В этом стихотворении мы вновь встречаем характерное для лирики Луговского отождествление родины и любимой, одинаково от него далёких:
О, только бы слышать твой голос!
В ночном телефоне – Москва,
Метель, — новогодняя встреча,
Пушинки весёлого снега…
В стихотворении идёт рефрен – «О, только бы слышать твой голос! На улице дождь». После рефрена поэт со всей страстью обращается к подруге и просит её:
Говори –
Летят ли
двенадцать ударов
с Кремлёвских завьюженных башен?
Меня в эту полночь
Чужие томят фонари.
Мой тост передай
ослепительной родине нашей.
В этом же 1936 году Луговской написал ещё два стихотворения, посвящённых родной стране. Первое так и называлось – «Родина». Оно написано в форме письма к далёкому верному другу, строителю дорог и мостов на Севере, с которым поэт ведёт неторопливый разговор:
Мощные крылатые машины
Обняла полярная пурга.
А у нас в лесах цветёт крушина,
Тёплый вечер радует луга.
Звёздное седое узорочье,
Росные покатые поля…
Это засыпает синей ночью
Русская великая земля.
Признание в любви к Родине – содержание ещё одного стихотворения, написанного в тот же год – «Берега Родины». А годом позднее написано стихотворение «Дорога». В нём поэт говорит о той дороге, том нелёгком и славном пути, который прошла наша Родина в испытаниях, выпавших ей в 20-м веке. В стихотворении есть риторика и штампы, но искренность патриотического чувства несомненна:
Я смотрю – кругом растёт подмога.
Я смотрю назад – боёв огни.
Я смотрю вперёд – лежит дорога
В будущие золотые дни.
Здесь я бредил первой пятилеткой.
В муках здесь меня рожала мать.
Здесь земля моих родных и предков.
Разве я могу её отдать?
Разве светлый лик её забудешь,
Кровных уз порвёшь тугую нить?
Если эту землю ты не любишь,
Ничего
Не можешь ты любить.
В 1939 году Луговской в качестве военного корреспондента принял участие в походе советских войск в западную Белоруссию и Западную Украину, в результате которых эти земли были воссоединены с советской Белоруссией и Украиной. Этот поход нашёл своё отражение в цикле стихов «Ночь под Молодечно» в книге «Новые стихи» (сборник 1941 года). Особенность этого цикла в том, что автор сознаёт себя свидетелем и участником значительного события. В этих стихах предвоенного времени отчётливо выражено предчувствие новой мировой войны:
Мир
опять,
как безумец печальный,
Залезает в холодный окоп.
В сражениях Великой Отечественной войны Владимиру Луговскому не довелось участвовать. Он был мобилизован, отправлен на фронт, но по дороге поезд подвергся налёту вражеских бомбардировщиков, состав был уничтожен. Луговской был контужен и перенёс тяжелейшую психологическую травму, у него тряслись руки, ногу он приволакивал, стал на долгое время инвалидом. Поэт был отправлен в эвакуацию в Среднюю Азию и первые два года ничего не писал. Постепенно он смог преодолеть тяжёлый творческий кризис, немного восстановить здоровье и, находясь в эвакуации, начал работу над книгой поэм «Середина века». Эта книга, вместе с двумя сборниками стихов, – «Солнцеворот» и «Синяя весна» (1955-1956 и 1956-1957 соответственно) — стали вершиной творчества Владимира Луговского. Критики отмечают такую черту лирики Луговского, как её «космизм» — устремлённость мыслей и чувств лирического героя в бескрайние просторы Вселенной, ощущение им своей неразрывной связи с миром, который для него не ограничивается землёй, родство души героя с далёкими звёздными просторами. Луговского пленяет бесконечность, беспредельность Вселенной. А на земле его глубоко волнует «несравненный простор». И говоря в стихах о своей родине, поэт воспевает её обширные просторы, богатство и красоту её природы и человека-труженика на земле. Он верит в «золотое» будущее нашей страны. Если предыдущие сборники стихов при чтении воспринимаются мной иногда как графика, в основном же — как картины, написанные маслом, то стихи «Солнцеворота» — это прозрачнейшая акварель. Вот стихотворение «Гуси». При чтении даже кружится голова от смены в нём точек зрения на окружающий мир:
Над необъятной Русью
С озёрами на дне
Загоготали гуси
В зелёной вышине.
Первые две строки в этой строфе – взгляд на Русь сверху, из поднебесья, так видят её сверху летящие на родной север гуси. Вторые две строки – взгляд с земли на гусей «в зелёной вышине». Гуси, летящие к местам гнездовья, — частые гости в лирике Луговского, они – один из основных символов родины в его стихах.
Заря огнём холодным
Позолотила их.
Летят они свободно,
Как старый русский стих.
До сосен Заонежья
Река небес тиха.
Так трепетно и нежно
Внизу цветёт ольха.
Кажется, что не только читаешь стихотворные строки, а своими глазами видишь эту сказочную картину. Книга «Солнцеворот» состоит из четырёх циклов, соответствующих четырём временам года. Каждое стихотворение этой книги – как прекрасная жемчужина. Их хочется цитировать ещё и ещё, и трудно остановиться. Свободное дыхание стиха, его осязаемая пластичность, совершенная гармония, ощущение великолепия этого мира в любом его незатейливом проявлении, сложное чувство светлой, задумчивой грусти, богатство интонаций, от яростного заклинания до тихого шепота нежности и грусти, музыкальность стиха и глубина философского осмысления жизни делают «Солнцеворот» одним из лучших образцов русской лирики ХХ века. Книга стихов «Синяя весна» осталась незавершённой, прерванной на высокой, звенящей ноте. Стихотворение «Костры» из этого сборника – один из шедевров нашей лирики. Это стихотворение-заклинание, в котором поэт обращается к своей юности, к её тревожным, трудным и незабываемым годам, в нём поэт говорит о верности идеалам юности, верности памяти тех, кто боролся с врагами молодой Страны Советов, кто погиб, защищая её свободу.
Пощади моё сердце
И волю мою
Укрепи,
Потому что
Мне снятся костры
Слышу – кони храпят,
Слышу – запах
Горячих коней,
Слышу давние песни
Вовек не утраченных дней.
Стихотворение «Синяя весна», давшее название одноимённому сборнику, рисует образ Родины, встающей из крови и пепла, молодой, весенней, растущей.
А синий-синий ветер
ложится на откосы.
Миром овладела
синяя весна.
Родина, ты вся в пути –
Россия, Украина –
В этой пограничной
безграничной тишине.
Реки твои синие,
синие долины
В глуховской и брянской
дремучей стороне.
Творческий путь Владимира Луговского не был прямым и гладким. На нём были резкие изломы, «перебои», периоды кризисов. Но лучшие его книги и отдельные произведения — примеры удивительного, высочайшего творческого взлёта. Евгений Евтушенко так оценил творчество Луговского: «…внутри известного советского неплохого поэта… жил загнанный внутрь великий поэт». «И тут и там Луговской, как некий мудрый и добрый Гулливер, согревал своей душевной теплотой, как своим дыханием, всё живое. Он был добр. Он был расположен к простым людям и простодушным зверям. Из этой доброты и желания счастливых дней, счастливых месяцев и целых счастливых столетий, из желания, чтобы истинное счастье навсегда поселилось на нашей земле, и родилась его поэзия», — так вспоминал о нем К. Паустовский. Владимир Луговской скоропостижно скончался 5 июня 1957 года в Ялте. Поэт был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сердце его похоронено в Ялте, которую он нежно любил и которой посвятил много замечательных стихов.
В заключение нашей музыкально-поэтической встречи, посвященной Дню России и 120-летию со дня рождения поэта Владимира Луговского, предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Восславим Родину в стихах», на которой представлены книги поэтов, чьи стихи пронизаны чувством глубокой любви к Родине и её природе. Эти книги можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.