Строитель царских был дворцов…

Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.

Франческо Бартоломео Растрелли
1700-1771

Добрый день, уважаемые посетители блога библиотеки имени В.Г. Белинского! Сегодняшняя наша встреча будет посвящена жизни и творчеству архитектора и строителя множества царских дворцов Франческо Растрелли.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.

Памятник императору Петру I у Михайловского Замка
работы Карло Бартоломео Растрелли

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию.

Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект — дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко, модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним — высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I. Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.

К сожалению, первая работа Бартоломео — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге — не сохранился.

А вот Рундальскому и Митавскому дворцам повезло больше.

Рундальский дворец

Ру́ндальский дворец (латыш.Rundāles pils, исторические варианты названия Руентальский дворец, Руэнталь, нем.Schloss Ruhenthal, буквально — «Долина спокойствия») — один из наиболее значительных памятников архитектуры Латвии, бывшая загородная резиденция герцогов Курляндии. Расположен в селе Пилсрундале, в 12 км к северо-западу от Бауски. Выстроен в стиле барокко для Э. И. Бирона.

Фаворит российской императрицы Эрнст Иоганн Бирон приобрел поместье Руэнталь (Рундале) 26 июня 1735 года. В августе того же года в Курляндию прибыл архитектор русского двора Франческо Бартоломео Растрелли, который не только создал проект своего первого каменного дворца и сада, но и сам заключал договоры с плотниками, каменщиками, гончарами, поставщиками материалов.

Весной 1736 года строительный проект был согласован с заказчиком, в него были включены ситуационный план, планы двух этажей, чертежи четырёх фасадов и алтаря церкви. Как известно, Растрелли на закате дней предлагал оригиналы своих проектов прусскому королю Фридриху II, но он их не купил. Наследие Растрелли было распылено, однако восемь листов из этого проекта находятся в архиве графики «Альбертина» в Вене.

Митавский дворец

1 октября 1737 года здание РУНДАЛЬСКОГО дворца было полностью оштукатурено, однако обстоятельства заказчика изменились: Бирона избрали герцогом Курляндии, и ему надлежало отстроить для себя главную резиденцию в столице Митаве. Поэтому здание в Руэнтале он приказал упростить и перевезти в Митаву часть отделочных материалов, которые изготавливали мастера Петербуржской императорской строительной канцелярии и мастер резьбы по дереву А. Камаев, мастер гончарного дела Невского кирпичного завода И. Ушаков с бригадой и живописцами И. Мизиновым, И. Пилугиным и И. Евдокимовым. С 14 июня 1738 года началось строительство зимнего дворца в Митаве, который также проектировал Растрелли.

Но… Митавский дворец не принято относить к художественным удачам Растрелли. В литературе отмечается сухое однообразие фасадного решения, которое лишено ритмического разнообразия и пластического богатства, свойственного растреллиевским постройкам елизаветинской эпохи. Вместо продольной архитектор смещает акцент на поперечную ось симметрии. Что также нетипично для Растрелли, в Елгаве отсутствует дворцовый парк, а перспектива парадного двора не замкнута, а раскрыта на городскую панораму. О первоначальных интерьерах Митавского дворца не сохранилось подробных сведений. Очевидно, при отделке фасадов использовались фестоны, маски и лепные детали, предназначенные для Рундальской резиденции. В декоративном оформлении этих дворцов можно найти много общего.

Самой известной в России постройкой Бартоломео является Зимний дворец, о котором ролик ниже..

Только вот Зимних дворцов было несколько!

Не пожелав жить в Зимнем дворце Петра I, императрица Анна Иоанновна распорядилась о создании новой резиденции. Первоначально императорский двор разместился в бывшем доме генерал-адмирала Ф. М. Апраксина на набережной Невы близ Адмиралтейства, расширенном в 1731 году деревянными пристройками. В 1732 году с западной стороны «Адмиральского дома», параллельно Адмиралтейству, началось возведение каменных парадных корпусов — фактически это было строительством нового дворца. Работами руководил Франческо Растрелли при участии своего отца Бартоломео. Учитывая сложную конфигурацию участка, Ф. Б. Растрелли развернул главный фасад дворца в сторону Адмиралтейства. Торцевой фасад со стороны Невы примыкал к «Адмиральскому дому», продолжая сплошную застройку набережной. Южный торцевой фасад был обращен на Адмиралтейский луг, в сторону современной Дворцовой площади. С Адмиралтейского луга был устроен въезд во внутренний парадный двор, образованный с трех сторон новым дворцом, «Адмиральским домом» и служебными постройками. В линии застройки набережной дворец выделялся высотой — еще издалека была заметна его массивная кровля с переломом. Центральная часть невского фасада была акцентирована ризалитом на семь осей, за которым располагался огромный двухсветный Тронный зал площадью около 1000 квадратных метров. Фасад дворца со стороны Адмиралтейства имел два сильно выступающих боковых крыла и три ризалита в центре, создававших выразительную торжественную композицию. Парадные залы были сгруппированы в две анфилады, проходившие вдоль адмиралтейского и дворового фасадов. В южной части нового здания был построен придворный театр — первое в России театральное помещение европейского образца. В 1742—1744 годах, в начале царствования императрицы Елизаветы Петровны, дворец подвергся значительной внутренней перестройке. Были созданы новые парадные покои, в Тронном зале устроены фонтаны и каскады. В это же время во дворце был смонтирован «Янтарный кабинет» — знаменитая Янтарная комната, перемещенная позднее в Царское Село. В 1746—1747 годах со стороны Адмиралтейского луга к дворцу был пристроен протяженный флигель с личными покоями императрицы и малой церковью. В результате многочисленных переделок к началу 1750-х годов дворец приобрел беспорядочный, пестрый вид. Его фасады потеряли симметрию, многочисленные пристройки не соответствовали великолепию императорской резиденции. Еще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было начато строительство нового грандиозного Зимнего дворца. История архитектурного объекта начала новый круг…

По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию». Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный — в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены. Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец. Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце — она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III. Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью». Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров. Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны. Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.

Одна из жемчужин летней императорской резиденции в Царском селе, к которой приложил руку Растрелли — Янтарная комната — шедевр искусства XVIII века. Подарена Петру I Фридрихом I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Б. Ф. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Б. Ф. Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату…

Что касается участия Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц — все ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский; по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.

Среднерогатский (путевой) дворец — утраченный путевой дворец, служивший для отдыха царской семьи во время поездок в Царское село..

Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.

Этому периоду жизни посвящен видеоролик «Растрелли после Растрелли»

Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором.

В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника». Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *